Число новых абонентов мобильной связи снизилось впервые за 12 лет

С 2008 года в России продано уже более 1 млрд сим-карт
В 2017 г. впервые за 12 лет снизится число новых подключений абонентов мобильной связи/ Макстим Стулов / Ведомости

МТС ждет, что количество подключений новых абонентов мобильной связи в России снизится примерно на 8% год к году. «В этом году рынок подключения [абонентов сотовой связи] в России упадет впервые за 12 лет. Сим-карт будет продано меньше примерно на 8%», – сообщил вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Кирилл Дмитриев. Правда, данные о продажах контрактов за все 12 лет оператор не раскрывает.

Если в 2016 г. количество подключений сим-карт составляло 123 млн, то по итогам 2017 г. их будет 114 млн, добавил президент МТС Андрей Дубовсков. Достоверность данных МТС подтвердили представители остальных операторов большой четверки.

«Нельзя назвать здоровой ситуацию, когда в стране из-за агрессивного стимулирования продаж продается более 100 млн новых сим-карт ежегодно, при том что население РФ – 140 млн человек», – считает Дубовсков. Это ведет к снижению рентабельности операторов, поскольку много денег уходит на «перемалывание» абонентской базы, добавил он. За девять месяцев операторы суммарно снизили продажи более чем на 6%, указывает представитель МТС.

«Вымпелком» уже давно говорит о необходимости оздоровления рынка и отказа от модели, когда сим-карт продается больше, чем людей в стране, согласен представитель оператора. Сегодня значительная часть продаж – это, по сути, переключение абонентов от одного оператора к другому, что приводит лишь к росту затрат на привлечение клиента и в последующем – к его же оттоку. «Мегафон» за девять месяцев 2017 г. сократил продажи сим-карт на 13%, а количество салонов собственной розницы – более чем на 7%, сохранив при этом выручку и увеличив ARPU (выручка в расчете на один контракт) абонентов, привлекаемых через розницу, рассказал представитель «Мегафона».

Нет сомнения в том, что число продаж сим-карт постепенно сокращается, говорит управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. Насколько это статистически значимая тенденция, можно будет судить в середине следующего года, когда операторы подведут итоги продаж в традиционно непредсказуемом IV квартале. Действительно существенного сокращения новых контрактов можно ожидать после того, как «Мегафон» и Veon (материнский холдинг «Вымпелкома») завершат реструктуризацию «Евросети», определится судьба сети «Связной» и станут понятны масштабы оптимизации в собственной сети МТС. Ранее аналитики «Мегафона» подсчитали, что совокупно на содержание розницы и новые подключения большая четверка российских операторов тратит свыше 60 млрд руб. в год и эти затраты не компенсируются денежным потоком от новых подключенных абонентов.

Чтобы привлечь нового абонента, операторы тратят деньги на комиссии ритейлерам и рекламу, но основные деньги они зарабатывают на 60–70% своих контрактов, отмечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Логично, что операторы хотят монетизировать существующую абонентскую базу, а не гнаться за вторыми или третьими сим-картами, хотя этому мешает обостренная конкуренция на рынке, рассуждает он. При том что в России чуть более 250 млн действующих абонентов, с 2008 г. компании суммарно продали 1,1 млрд сим-карт, подсчитал Алексеев. Если операторам удастся остановить это безумие, действительно можно будет говорить о радикальном оздоровлении рынка, считает он.