Китай заблокировал WhatsApp

Марк Цукерберг зря учил китайский язык
Китай заблокировал WhatsApp/ Chris Ratcliffe/Bloomberg

Китай заблокировал мессенджер WhatsApp, сообщает The New York Times (NYT). Издание напоминает, что это очередной шаг Пекина по усилению онлайн-слежки в преддверии собрания Коммунистической партии, которое должно состояться в октябре. Этот конгресс раз в пять лет выбирает руководство партии – и страны.

WhatsApp принадлежит Facebook, чей основатель и гендиректор Марк Цукерберг в попытках вернуть социальную сеть на рынок Китая даже изучал китайский язык, и блокировка мессенджера в материковом Китае – большой шаг назад. WhatsApp был последним из продуктов Facebook, доступных в Китае: Facebook был заблокирован в 2009 г., другой популярный сервис, Instagram, также недоступен для китайских пользователей, напоминает NYT.

В середине июля китайские цензоры начали блокировать видеочаты и отправку фотографий и прочих файлов через WhatsApp. Также они остановили обмен голосовыми сообщениями. Но большинство текстовых сообщений передавались нормально.

Блокировка текстовых сообщений означает, что Китай разработал специальные инструменты, чтобы вмешиваться в обмен сообщениями, который опирается за технологии шифрования, сообщил NYT исследователь из Symbolic Software Надим Кобейсси. «Это необычный метод», – указывает он.

В России свой порядок

В мае Роскомнадзор на неделю блокировал WeChat. Ведомство не устраивало, что мессенджер не предоставлял нужных данных для внесения в реестр организаторов распространения информации, но когда это все же случилось, Роскомнадзор снял претензии к мессенджеру.

У китайских властей есть опыт практически полной блокировки интернет-сервисов, равно как и замедления их до бесполезного состояния, пишет NYT. Итогом их действий стал массовый переход пользователей к быстрым технологиям связи, которые, однако, контролируются властями Китая. В пример NYT приводит мессенджер WeChat разработки китайской компании Tencent. Весной им ежемесячно пользовались более 889 млн человек.

Для американских компаний рынок Китая – источник постоянной головной боли. Так, помимо Facebook в Китае заблокированы сервисы Google. А у Apple проблема с книжными и видеосервисами – в прошлом году их заблокировали без объяснения причин. В отличие от Facebook и Google «яблочной» корпорации все же удаются шаги навстречу властям Китая. В июле Apple согласилась впервые в своей истории построить в Китае дата-центр для хранения данных пользователей сервиса Apple iCloud: фото, видео, документов и приложений. Но у Apple не будет полного контроля над дата-центром: из-за жестких требований китайских властей к защите данных дата-центром будет управлять китайская госкомпания Guizhou on the Cloud Big Data Industry Development Co, которую возглавляет бывший чиновник китайское провинции.

Но контроль над шифрованием данных остается в руках Apple. Соглашение сторон также не позволяет Apple передавать в США данные китайских клиентов.

А в конце июля Apple изъяла из своего магазина приложений для китайского рынка программы, позволяющие обходить «Великую китайскую стену», – сетевой брандмауэр, установленный по указанию властей КНР.