Музыкальный сервис Spotify хочет напрямую продавать свои акции на бирже
Такие IPO проводят компании, не ожидающие большого спроса на свои бумагиШведская Spotify, управляющая одноименным стриминговым сервисом, планирует провести публичное размещение своих акций до конца 2017 г. Однако это будет необычное IPO: компания хочет провести прямой листинг, в ходе которого она просто зарегистрирует свои акции на бирже и разрешит ими свободно торговать, говорят источники, знакомые с планами Spotify.
При этом привлекать дополнительные средства и андеррайтеров для размещения новых пакетов акций Spotify не будет. В этом отличие такого типа размещения от обычного IPO, когда новые инвесторы скупают бумаги у компании и ее прежних инвесторов незадолго до начала торгов, а начальная цена акций устанавливается только после проведения большого числа встреч с потенциальными покупателями.
При проведении прямого листинга инвесторы покупают акции компании на рынке сразу после внесения их в список. Цена на акцию устанавливается органически исходя из спроса и предложения. В 2015 г. частные инвесторы оценивали стоимость Spotify в $8,5 млрд. Сама шведская компания рассчитывает на оценку минимум в $10 млрд.
В 2016 г. Spotify выпустила конвертируемые облигации на сумму $1 млрд, купленные инвестфондами, в том числе TPG и Dragonone Investment Group. Процентная ставка облигаций в 5% будет расти на 1 п. п. каждые шесть месяцев до тех пор, пока Spotify не проведет IPO. Это стимулирует компанию ускорить размещение. Кроме того, прямой листинг позволит Spotify сэкономить на отчислениях андеррайтерам и избежать размывания доли, связанной с выпуском новых акций, говорят источники, знакомые с планами Spotify.
Но у прямого размещения есть риски, пишет Mergermarket. В первые дни цена акций компании будет изменчивой. Кроме того, при подобном IPO отсутствуют большие блоки акций компании, которые обычно выделяются крупным фондам: они покупают бумаги надолго, что способствует стабильности котировок компании на бирже.
Впрочем, Spotify недавно обратилась к банкам за консультациями по вопросам IPO, и не исключено, что они могут уговорить компанию провести традиционное IPO, говорит человек, знакомый с ее планами.
Прямой листинг обычно используют небольшие компании, не ожидающие большого спроса на свои акции, говорят опрошенные WSJ консультанты по IPO. Но есть и крупные компании, использовавшие этот способ размещения, – например, американское ипотечное агентство Freddie Mac.
История Spotify – типичный пример растущей антипатии к публичному размещению акций на бирже. Количество публичных компаний в США сокращается на фоне увеличения альтернативных возможностей финансирования. Компании начинают отдавать предпочтение частному финансированию, которое позволяет избежать повышенного контроля со стороны инвесторов и регулирующих органов.
Перевела Екатерина Брызгалова