ВГТРК и «Ростелеком» хотят больше зарабатывать за пределами России
Их совместное предприятие «Цифровое телевидение» активно продает контент на азиатских рынкахВыручка «Цифрового телевидения» (ЦТВ) в 2016 г. выросла на 23% до 2,24 млрд руб., сообщил «Ведомостям» заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников. ВГТРК владеет почти 59% акций этой компании, остальное – у «Ростелекома». Гендиректор «Ростелекома» Сергей Калугин подтвердил цифры, приведенные Медниковым.
СП ВГТРК и «Ростелекома» было создано в 2014 г., управляющий партнер – ВГТРК. Компании тогда объединили свои неэфирные каналы. Сейчас у компании 19 телеканалов – «Мульт», «Моя планета», «Наука», «Страна», «Русский роман», «Русский детектив» и т. д. Компания ссылается на данные MediaScope, из которых следует, что ЦТВ – крупнейший игрок на рынке неэфирного ТВ по доле аудитории: среди отечественных зрителей, которые в среднем в день смотрят неэфирные каналы, около 30% приходится на проекты этой компании (данные по России среди жителей старше четырех лет в городах с населением больше 100 000 человек). Всего в России подключено к платным каналам более 41 млн домохозяйств, сообщил недавно президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин.
Сейчас большую часть доходов (80%) ЦТВ зарабатывает в России, прежде всего на отчислениях операторов кабельного и спутникового телевидения, говорит Медников. В прошлом году компания начала зарабатывать на мобильных приложениях, прежде всего на играх для детей, а также на продаже лицензий на использование образов персонажей мультфильмов, которые идут на каналах ЦТВ. Пока это не очень большие статьи доходов, вместе с рекламой они составляют около 30% выручки ЦТВ, сказал Медников. Но задача компании – за несколько лет снизить долю отчислений операторов в доходах от России с 70 до 40%, рассказал он: «Мы хотим, чтобы стоимость ЦТВ как актива росла, поэтому диверсифицируем бизнес».
Заработать на данных
Еще одним направлением бизнеса для ЦТВ станет анализ больших массивов данных (big data), рассчитывают Калугин и Медников. Компания, создавая и перезапуская каналы под определенные группы жителей (молодых мам, бабушек и дедушек, активных путешественников), изучила привычки и потребительское поведение миллионов россиян, утверждают они, эти данные, как и данные по клиентам «Ростелекома», могут стать полезны многим крупным брендам в России.
ЦТВ намерено все больше зарабатывать за пределами России, сообщил Медников: «Последние два года мы активно занимаемся продажей нашего контента, прежде всего мультсериалов и познавательных документальных фильмов на мировых рынках. Для этого мы переводим контент на несколько языков». В 2015 г. ЦТВ объявило о стратегическом партнерстве с индийской госкомпанией «Прасар Бхарати». Контент ЦТВ сейчас смотрят зрители в Китае, Южной Корее, Малайзии, Индонезии, странах Восточной Европы и т. д., говорит заместитель гендиректора ВГТРК: «У нас большие планы по продвижению на иностранных рынках наших мобильных приложений». В 2015 г. ЦТВ сообщило, что к 2016 г. его каналы будут смотреть в Южной Америке, но этого так и не произошло. Медников говорит, что сроки этого проекта сдвинулись. Также он признает, что пока ЦТВ не удалось выйти на рынки США и Западной Европы. В 2016 г. продажи контента за рубежом принесли ЦТВ десятки миллионов рублей, в этом году компания рассчитывает заработать на этом уже сотни миллионов рублей.
Главная задача ЦТВ – стать глобальной компанией, объясняет Калугин: «Нам необходимо научиться максимально монетизировать российский контент на больших международных рынках». ЦТВ среди прочего – точка выхода на глобальные рынки и самого «Ростелекома», добавил он.
ЦТВ в прошлом году инвестировало в развитие новых направлений больше 1 млрд руб., рассказал Медников, из-за этого компания остается операционно убыточной: «Но это управляемая убыточность, наши сознательные инвестиции в будущее». В 2015 г. ЦТВ провело допэмиссию акций, акции на сумму около 2 млрд руб. выкупил «Ростелеком», в результате его доля в СП выросла с 25,3 до 41,3%. Дополнительных инвестиций проект пока не требует и в этом году должен стать операционно прибыльным, говорит Калугин.