В Москве останется около 2500 рекламных щитов
Чиновники обещают демонтировать конструкции еще одного оператора-должникаЩиты оператора наружной рекламы ТРК будут демонтированы, передал через пресс-службу «Ведомостям» руководитель московского департамента СМИ и рекламы Иван Шубин. Город разорвал контракт с ТРК из-за долгов в середине января. Сколько конструкций у этого оператора, Шубин не ответил. Получить комментарии ТРК не удалось. По данным «Эспар-аналитик», на конец года у ТРК было 896 щитов, всего в городе рекламодателям было доступно около 4500 щитов, а год назад – около 5000.
В 2013–2014 гг. власти Москвы с нуля разыграли на аукционах 8806 мест, предназначенных для размещения рекламных конструкций в городе. Победители (восемь операторов) обязались выплатить в бюджет города 100 млрд руб. в течение 10 лет, что в 6 раз больше, чем город получил за предыдущие 10 лет до проведения торгов. Ставки во время аукционов активно росли, и ТРК, по словам их участников, была одной из компаний, которая чаще всего поднимала цену. В результате оператор получил на двух аукционах почти 1500 мест, за которые обязался заплатить более 25 млрд руб.
Так ТРК, аффилированная с автохолдингом «Гема» Александра Геллера, стала вторым по величине оператором в столице после Russ Outdoor. Также с Геллером аффилированы две другие компании, которые по очередности размещали рекламу в Московском метрополитене. Сначала это был «Авто селл», который в 2015 г. не выплатил очередной платеж и остался без контракта. Это не помешало метрополитену недавно выбрать новым подрядчиком связанную с Геллером «Трейд компани».
В три раза меньше денег
После аукционов чиновники рассчитывали получать от операторов наружной рекламы около 10 млрд руб. ежегодно. Но из-за задержек платежей, разрыва контрактов и скидок в этом году бюджет столицы получил в 3 раза меньше – 3,3 млрд руб.
Первые проблемы с платежами у ТРК возникли еще в 2015 г., тогда этот и другие операторы пожаловались чиновникам на падение доходов и кризис на рекламном рынке. Из-за этого операторы не пользовались всеми выигранными местами. Чиновники согласились снизить платежи, и именно ТРК получила самую большую скидку – ее ежегодный платеж был уменьшен в полтора раза до 1,2 млрд руб. Чистый убыток ООО «ТРК» в 2015 г. вырос по сравнению с 2014 г. сразу в 8 раз до 1,8 млрд руб., следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс», выручка компании увеличилась в 7 раз до 1,13 млрд руб. Данные за 2016 г. не опубликованы. Впрочем, представитель оператора называл данные за 2015 г. некорректными, но альтернативных не сообщил (юрлица сами предоставляют финансовую отчетность в Росстат, которую потом публикует «СПАРК-Интерфакс»).
В конце 2016 г. оператор не смог перечислить платеж департаменту на сумму 1,9 млрд руб., и власти Москвы расторгли с ним контракт. По условиям договора с городом у компании есть ровно месяц на демонтаж щитов, напомнил Шубин, в противном случае их убирает сам город и выставляет счет оператору. Пока ТРК щитов не демонтирует, указывает гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин.
До сих пор столичные чиновники дважды обещали демонтировать щиты операторов-должников. В 2015 г. платеж в бюджет (1,3 млрд руб.) вовремя не перевела компания «Илион», в распоряжении которой было 800 мест под рекламные конструкции. Департамент СМИ и рекламы разорвал с ней контракт, но оператор несколько месяцев продолжал продавать и размещать рекламу в Москве. Тогда чиновники сначала заклеили щиты «Илиона» белыми полосами, а потом убрали их.
В начале 2016 г. аналогичным образом департамент расторг договор с компанией «Олимп» и пригрозил убрать ее щиты с улиц города. Но вскоре оператор и чиновники обменялись судебными исками, которые закончились мировым соглашением в прошлом ноябре. Все это время щиты «Олимпа» стояли нетронутыми, но и новая реклама на них не размещалась.
Если ТРК уйдет с рынка, это вряд ли существенно повлияет на стоимость размещения наружной рекламы, рассуждает сотрудник одного из крупных операторов: «У ТРК была крайне низкая заполняемость. Зато уход «лишних» щитов поможет удержать рентабельность другим операторам». С другой стороны, у ТРК были щиты в местах, недоступных другим операторам, и это может затруднить проведение рекламодателями охватных кампаний в Москве, добавил он.