Ради удвоения выручки ABBYY меняет гендиректора
Вместо Сергея Андреева приходит Ульф Перссон из миноритария MintСергей Андреев, с 1999 г. возглавлявший российского разработчика систем распознавания текста ABBYY, уходит с поста гендиректора компании. Об этом «Ведомостям» сообщила представитель ABBYY и подтвердил сам Андреев. На его место придет Ульф Перссон, до этого занимавший пост председателя совета директоров ABBYY. Он также является управляющим партнером акционера компании – фонда Mint Capital. Совет директоров вместо Перссона возглавит основатель и акционер ABBYY Давид Ян, уже руководивший советом с 1999 по 2015 г., а до того работавший ее гендиректором.
Полтора года назад Ульф Перссон, будучи председателем совета директоров, занялся разработкой стратегии развития ABBYY. Одной из ее главных целей стало удвоение выручки в ближайшие годы, объясняет Ян причины кадрового решения. Сколько компания зарабатывает сейчас, не раскрывается. В 2010 г., по оценке CNews Analytycs, ее выручка составила 3,8 млрд руб., а в последние годы участники рынка оценивали годовую выручку ABBYY в $100–200 млн.
Часть заработанного ABBYY реинвестирует. За 10 лет ABBYY вложила около $80 млн в технологию Compreno и теперь надеется начать на ней зарабатывать. Это система анализа текста, способная находить информацию не только по словам поискового запроса, но и с помощью заложенных между ними связей и контекста. На ее основе ABBYY выпустила продукты извлечения информации из массивов данных и классификации документов.
Еще один поисковик
В прошлом году Ян запускал в США поисковик Findo, основанный на Compreno, технологии ABBYY. Ключевыми отличиями Findo Ян называет умение искать информацию в облачных хранилищах, соцсетях и на пользовательских устройствах, а также обрабатывать запросы на человеческих языках.
ABBYY планирует удвоить свою выручку, предлагая подобные технологии искусственного интеллекта корпоративным заказчикам, а также за счет традиционного бизнеса. Ян не говорит, какой вклад новый и традиционный бизнесы компании должны внести в удвоение выручки. Но оно возможно лишь на глобальном рынке, уверен он, и поэтому возлагает надежды на международный опыт Перссона.
Основные деньги ABBYY зарабатывает на лицензировании технологий путем продажи инструментов для разработчиков (SDK), на корпоративных решениях по потоковому вводу данных, а также на программах для распознавания текстов и работы с PDF, рассказывал в 2015 г. Андреев. Эти направления он называл базовым бизнесом компании, их рентабельность составляла не менее 20%. Андреев говорил тогда, что зарубежные рынки приносят компании около 80% ее дохода: порядка 40% выручки приходилось на США, около 20% – на Европу, а на страны Азии, Африки и Южной Америки – еще около 20%. Сейчас российский рынок приносит около 10% дохода компании, говорит Ян.
Как и Ян, Андреев – выпускник МФТИ. По его словам, ABBYY – его единственное место работы за всю жизнь. Во время учебы на последних курсах Андреев в должности коммерческого директора присоединился к компании Bit Software, которая с 1997 г. переименована в ABBYY. Андреев владеет примерно 5% компании и останется ее акционером. По его словам, он не войдет в совет директоров.
Самая большая доля ABBYY принадлежит Яну и его семье, но она не превышает 50%, сообщил «Ведомостям» сам Ян. По его словам, Mint Capital владеет около 7% компании, меньше 5% у Fujitsu. Также долей в ABBYY владеет сооснователь компании Александр Москалев. Остальное – у членов совета директоров, а также у старейших сотрудников компании. Их около 80, сообщил Ян.
После 17 лет в должности ротация кадров вполне нормальна – как минимум ради эволюции, рассуждает партнер Top contact Артур Шамилов. Если есть задача удвоения выручки, то новый руководитель (вдобавок иностранец) способен открыть компании новые двери и рынки, считает он.