В России снизились продажи дешевых смартфонов

Покупатели испытывают к ним меньше интереса, а операторам стало невыгодно их субсидировать
Бюджетные смартфоны часто покупают в качестве первого умного телефона
Бюджетные смартфоны часто покупают в качестве первого умного телефона / Максим Стулов / Ведомости

В июле 2016 г. только 10% проданных в России смартфонов стоили дешевле 3000 руб., тогда как годом ранее их доля составляла 16%. Это следует из материалов компании – партнера нескольких розничных сетей. Похожие цифры называет сотрудник компании – партнера нескольких производителей оборудования: в июле 2016 г. смартфоны дешевле 3000 руб. занимали чуть более 10% российского рынка в штуках, годом ранее – около 15,5%.

Сегмент смартфонов по цене до 3000 руб. начал активно развиваться в 2013 г. и в 2014 г. достиг пика – доля таких аппаратов в общих продажах составила 21%, говорит представитель «Связного» Сергей Тихонов. В 2015 г., когда курсы валют выросли, доля этого сегмента снизилась до 17%, а по итогам января – июня 2016 г. составила 12%, отмечает он. Доля бюджетных смартфонов по цене до 3500 руб. в 2016 г. снизилась по сравнению с продажами 2015 г., отмечает также представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.

Сверхбюджетные смартфоны продаются в первую очередь в салонах сотовых компаний: часто такие устройства реализуются под брендами операторов, объясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Операторы дотируют такие продажи, чтобы увеличить базу пользователей мобильного интернета и средний доход с абонента в месяц (ARPU). Но в последнее время операторы все реже используют такую практику – из-за роста цен дотировать смартфоны стало накладно, отмечает Муртазин.

Ум в цене

12000 руб. примерно столько стоил в среднем умный телефон в России в первом полугодии 2016 г., по данным «Связного». За год средняя цена продажи выросла более чем на 20%

С тем, что доля бюджетных смартфонов снижается из-за того, что операторы перестали активно их продвигать, согласны менеджер одной из розничных сетей и сотрудник сотовой компании. Дотировать аппараты не только накладно, но и, скорее всего, невыгодно – затраты, связанные с продажами сверхбюджетных смартфонов, не ведут к тому росту доходов от услуг передачи данных, на который рассчитывали операторы, считает менеджер ритейлера. Как показывает опыт, чем дешевле смартфон, тем ниже ARPU его пользователя, утверждает он.

Тихонов объясняет снижение доли на рынке сверхбюджетных телефонов ростом цен и перемещением части моделей в верхние ценовые сегменты, а также тем, что покупатели стали придирчивее. Бюджетный телефон – не самый надежный и не самый функциональный, с их точки зрения, аппарат, поэтому покупатели интересуются более дорогими моделями, считает он.

Федеральные операторы сотовой связи не отказываются от продвижения сверхбюджетных аппаратов, но фокус смещается в сторону более дорогих моделей, говорит директор ZTE по продажам в России и СНГ Евгений Ладыгин. Не случайно сейчас быстро растут продажи смартфонов по цене от 7000 до 15 000 руб., отмечает он. Активные продажи операторских дотационных смартфонов начались в 2014 г. – их основными покупателями были трудовые мигранты, а также те, кто приобретал свой первый смартфон, вспоминает Ладыгин. Но из-за кризиса количество мигрантов в России сократилось, а оставшиеся пользователи смартфонов «повзрослели» – их интересуют более функциональные, технологичные устройства, говорит он.

Действительно, из-за девальвации рубля цены выросли, отмечает сотрудник одного из операторов. Сотовые компании не прекратили продвигать трубки в сегменте до 3000 руб., но больший упор стали делать на продвижение смартфонов среднего ценового сегмента и более дорогих устройств с поддержкой LTE, отмечает он.

Предложение и ощутимый спрос на сверхбюджетные смартфоны возникают, когда оператор выводит на рынок новый продукт и он начинает поддерживаться в таких смартфонах: например, LTE или бесконтактные платежи NFC, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Но по мере приобретения клиентского опыта абоненты начинают мигрировать на более технологичные аппараты и спрос смещается в сторону более дорогих моделей, говорит он.

В первом полугодии 2016 г. в салонах «Вымпелкома» было продано на 40% больше смартфонов, чем за тот же период годом ранее, говорит представитель компании Анна Айбашева. Продажи аппаратов ценой до 3000 руб. выросли на 80%, тогда как в ценовой категории 20 000–25 000 руб. рост составил 170%, отмечает она.

Динамика в рознице «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) не совпадает с общерыночной, замечает ее представитель Константин Прокшин. Недорогие смартфоны – по-прежнему самый востребованный сегмент, утверждает он. В феврале 2016 г. Tele2 начала продажи своего первого брендированного смартфона Tele2 Mini (цена – 2190 руб.) и за полгода было продано более 0,5 млн этих смартфонов, отмечает он.