МТС будет продавать фемтосоты, улучшающие качество сотовой связи

В Москве за два с половиной года продано около 1500 таких устройств
В среднесрочной перспективе МТС планирует продать не менее 15 000 фемтосот
В среднесрочной перспективе МТС планирует продать не менее 15 000 фемтосот / М. Стулов / Ведомости

Несколько лет назад у «Мегафона» были проблемы с качеством связи, например, в подвалах - тогда оператор продавал абонентам фемтосоты, вспоминает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Но теперь таких проблем нет и фемтосоты стали неактуальны, утверждает она.

МТС начинает продавать фемтосоты (индивидуальные базовые станции, подключаемые к домашнему или офисному интернет роутеру и предназначенные для улучшения связи в подвалах, «глухих» углах зданий, куда не доходит сигнал с уличных базовых станций, в зонах точечной застройки, новостройках и т. п.) частным лицам во всех регионах России. Об этом рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. Цена фемтосоты - 7000 руб. В среднесрочной перспективе МТС планирует продать не менее 15 000 таких устройств.

В конце 2013 г. МТС в порядке эксперимента начала продавать фемтосоты в Москве и, решив, что продажи успешны, решила распространить опыт на всю Россию, объясняет Солодовников. По его словам, чуть более чем за два с половиной года частным пользователям в Москве было продано около 1500 фемтосот. Это показывает, что покрытие МТС в столице на высоком уровне, а мест, куда не проходит сигнал основной сети, немного, считает Солодовников. Те абоненты, которые сталкиваются с проблемами покрытия, не меняют оператора, а сами улучшают его, утверждает он.

По словам Солодовникова, с конца 2013 г. МТС установила в Москве примерно 1500 базовых станций стандарта 2G – почти столько же, сколько фемтосот.

Корпоративным клиентам МТС продает фемтосоты с 2010 г. Сейчас они доступны компаниям в 45 регионах России. По данным оператора, к сентябрю 2015 г. ей удалось реализовать на корпоративном рынке около 4000 таких устройств.

По наиболее актуальным данным AC&M-Consulting, в III квартале 2015 г. у МТС в Москве было чуть менее 13,8 млн сотовых абонентов.

С одной стороны, средний ежемесячный счет (ARPU) корпоративных и домашних абонентов, регулярно пользующихся фемтосотами, на 15% и 10% выше, чем у среднестатистических подписчиков МТС, утверждает Солодовников. При этом по итогам 2015 г. показатель оттока пользователей фемтосот не превышал 0,1%, тогда как по компании он составил около 40%, отмечает он.

Последний раз МТС раскрывала ARPU в отчете за III квартал 2015 г.: тогда показатель составлял 341 руб.

Самый крупный проект МТС, связанный сейчас с фемтосотами, - оснащение ими 3800 вагонов московского метро, напоминает Солодовников. Этот проект, призванный улучшить качество голосовой связи в составах метрополитена, МТС ведет совместно с оператором сети WiFi в московском метро «Максимателеком».

1500 фемтосот, проданных в Москве, - действительно хороший результат, поскольку качество голосовой сотовой связи у всех операторов в столице уже достаточно высокое или, по крайне мере, приемлемое, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В регионах, за исключением отдаленных районов и небольших населенных пунктов, ситуация схожая - рассчитывать, что там фемтосоты будут продаваться лучше, вряд ли стоит, отмечает он. На нынешнем этапе развития сотовой связи фемтосоты как массовый продукт, заметно влияющий на бизнес операторов, уже неактуальны, уверен Мирзабеков. Тем более, что абонентов все больше интересует качественный мобильный интернет - а там, где уже есть фиксированный доступ, как правило, есть и WiFi-роутеры для подключения мобильных устройств, добавляет он.

«Т2 РТК холдинг» (Tele2) не продает своим абонентам фемтосоты, и в среднесрочной перспективе таких планов нет, говорит его представитель Константин Прокшин.

«Вымпелком» предоставляет фемтосоты для специфических нужд корпоративным клиентам, говорит его представитель Анна Айбашева. Что касается массового рынка, важнее изначально предоставить абонентам удовлетворяющий их сервис и не пытаться в дальнейшем монетизировать их проблемы с качеством связи, считает она.

Клиенты не должны дополнительно платить за то, что у их сотового оператора нет покрытия, считает сотрудник другого оператора.