МТС может уйти из Узбекистана
Ее деятельность в этой стране подверглась антикоррупционному расследованиюДо конца августа 2016 г. МТС может за «символическую цену» продать узбекским властям 50,01% сотового оператора Universal Mobile Systems (UMS) — совместного предприятия с государственным Центром радиосвязи, радиовещания и телевидения Узбекистана. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в администрации связи Узбекистана.
Представитель министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана утверждает, что о планах покупки доли МТС в UMS ему не известно. Представитель МТС не комментирует ситуацию.
По данным «Интерфакса», Узбекистан уже покинул весь российский персонал UMS, кроме генерального директора. Предполагается, что активы UMS будут переданы государственному сотовому оператору Узбекистана «Узмобайл».
UMS была создана в 2014 г. - работает она на оборудовании оператора «Уздунробита», бывшей узбекской «дочки» МТС. До середины 2012 г. «Уздунробита» была лидером узбекского рынка мобильной связи, обслуживавшим 39% всех пользователей сотовой связи. Однако летом 2012 г. узбекские власти начали давление на «Уздунробиту» и за несколько месяцев добились ее банкротства, конфисковав оборудование. Переговоры контролирующей МТС АФК «Система» с властями Узбекистана привели к созданию совместного предприятия.
В 2014 г. МТС, а также Vimpelcom Ltd. и работающая в Узбекистане шведско-финская TeliaSonera оказались в центре коррупционного скандала. Минюст и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подозревают, что компании вышли на рынок Узбекистана, давая взятки членам семьи президента этой страны. Расследование в отношении Vimpelcom Ltd. SEC, минюстом США и прокуратурой Нидерландов привело к соглашению об урегулировании претензий. По его условиям Vimpelcom должен заплатить $795 млн в качестве штрафа и возврата доходов, полученных от незаконных сделок. $167,5 млн причитается SEC, $230,1 млн – минюсту США, $397,5 млн – властям Нидерландов. Компания заблаговременно, еще в ноябре 2015 г., зарезервировала $900 млн под вероятные штрафы по «узбекскому делу».
Источник «Интерфакса» говорит, что продажа доли в UMS связана с урегулированием претензий властей США по коррупционному делу. Других причин уходить из Узбекистана у МТС нет, с 2014 г. бизнес там развивается достаточно динамично, отмечает аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович. По его словам, с уходом из Узбекистана МТС потеряет примерно 2,5% выручки и 2,5% EBITDA. Но зато компания, возможно, таким образом обезопасит себя от серьезных штрафов, считает Венгранович.
Исходя из соотношения капитализации и EBITDA МТС, а также финансовых показателей UMS, Венгранович оценивает компанию примерно в 31 млрд руб., а долю в ней МТС — примерно в 16 млрд руб. При сделке на рыночных условиях оценка могла бы быть выше: рынок сотовой связи в Узбекистане развивается, уровень конкуренции там значительно ниже, чем в других странах СНГ, утверждает он.