Учредители более чем 120 СМИ не ограничили контроль иностранцев - Роскомнадзор
Часть из них закрылись сами, с оставшимися медиакомпаниями чиновники намерены судитьсяВ начале года Роскомнадзор получил от издателей СМИ в России 2690 уведомлений о наличии у них иностранных акционеров и о соблюдении ограничений со стороны таких акционеров, сообщил «Ведомостям» представитель службы Вадим Ампелонский. Сколько таких СМИ, он оперативно не уточнил. Прежде служба сообщала, что, по предварительным данным, такие уведомления подали учредители 821 российского СМИ.
Последние несколько месяцев Роскомнадзор уже сам проверял, как СМИ соблюдают требования об ограничении иностранного контроля, и обнаружил 59 медиакомпаний-нарушителей, которые совокупно издают 121 СМИ. Из них 22 СМИ уже прекратили деятельность по решению учредителя, уточнил Ампелонский. По его словам, служба также подготовила 13 исковых заявлений о прекращении деятельности СМИ и девять административных исковых заявлений о приостановке деятельности СМИ. Дополнительных деталей Ампелонский не сообщил.
С 1 января вступили в силу поправки к закону о СМИ, которые запрещают иностранным компаниям, иностранным гражданам или гражданам России, имеющим гражданство другой страны, владеть или контролировать более 20% компании – учредителя СМИ. Депутаты Госдумы приняли эти поправки осенью 2014 г., объяснив их заботой о национальных интересах: ограничение поможет защитить информационное поле России от влияния Запада и «пятой колонны». Поправки довольно противоречиво и невнятно написаны, указывали многочисленные представители СМИ. Так, в законодательстве нет четкого определения контроля, признал в конце прошлого года Роскомнадзор. Поэтому вопрос наличия или отсутствия иностранного контроля служба будет решать в индивидуальном порядке – полагаясь на здравый смысл, объяснял сотрудник Роскомнадзора. За неисполнение требований службы СМИ грозит отзыв регистрации.
Самая большая компания, которая подпала под ограничение, – «СТС медиа», почти 75% акций которой контролировали иностранцы. В итоге шведская MTG продала 75% российского бизнеса «СТС медиа» холдингу ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина, а сама «СТС медиа» ушла с американской биржи NASDAQ. Также иностранные владельцы на начало прошлого года были у крупнейших издательских домов в России (Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Conde Nast, Burda), многих платных телеканалов, журнала Forbes (издавался в России немецким Axel Springer), газеты «Ведомости» (принадлежала американской The Wall Street Journal, британской Financial Times и финской Sanoma) и т. д.
Корпоративные СМИ – последними
Отдельную проблему с выполнением ограничений для иностранцев в медиа представляют корпоративные СМИ, т. е. тысячи газет, журналов и каналов, которые запускаются компаниями не для широкого читателя, а для информирования собственных работников и клиентов. Многие учредители таких российских СМИ – предприятия с иностранным участием. По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева этой весной Минэкономразвития разработало проект поправок в закон о СМИ, где такие журналы и газеты были выведены из-под действия ограничений для иностранцев. Но поправки раскритиковало Минкомсвязи. Представитель Роскомнадзора прежде говорил «Ведомостям», что корпоративные СМИ служба будет проверять в последнюю очередь.
Возникли проблемы и у СМИ, которые целиком принадлежат российским бизнесменам, но записаны на офшорные компании. Из-за этого были вынуждены полностью реструктурировать бизнес или сменить владельцев на российских юрлиц издательский дом «Коммерсантъ» Алишера Усманова и РБК Михаила Прохорова.
До сих пор Роскомнадзор публично предъявлял претензии лишь одному издателю – Burda. Еще в ноябре руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявлял, что службу может не устроить схема, которую, судя по всему, собирается применить Burda, для того чтобы привести структуру собственности в соответствие с ограничениями для иностранцев: «Если действительно создаваемая [Burda] структура оформлена на главного бухгалтера и ее учредителем является бывший сотрудник российского представительства Burda, то это подпадает под действие закона в плане косвенной аффилированности. Когда закон вступит в силу, мы будем это проверять». Тогда же Жаров призвал Burda «обсудить, соответствуют ли закону те изменения, которые они внесли». В прошлом ноябре Федеральная антимонопольная служба сообщила, что одобрила ходатайство «Эверест культуры» о приобретении 100% голосующих акций ЗАО «Издательский дом «Бурда» (учредитель таких СМИ, как журналы Burda, «Лиза», Playboy и др.). Согласно «СПАРК-Интерфаксу», 90% долей «Эверест культуры» принадлежит главному бухгалтеру Burda Александру Ефимову, оставшиеся 10% через «Эверест дистрибьюшн» контролирует германская Burda Verlag Osteuropa (входит в холдинг Hubert Burda Media). Прислушалась ли Burda к предостережениям Роскомнадзора, не известно: по данным СПАРК, единственный владелец ИД Burda до сих пор немецкая компания. Точно так же, как, по данным СПАРК, единственный владелец АО «Издательский дом «Конде наст» – одноименная делавэрская компания. Впрочем, ни ЗАО, ни АО в отличие от ОАО или ПАО не обязаны публично сообщать об изменении структуры акционеров, поэтому в СПАРК могут быть устаревшие сведения, объясняли прежде «Ведомостям» сотрудники медиакомпаний.
Представители Burda и Conde Nast вчера не ответили на вопросы «Ведомостей» о соблюдении норм для иностранных владельцев СМИ, прежде они отказывались от комментариев.
В подготовке статьи участвовала Екатерина Брызгалова