Telenor пробудет совладельцем Vimpelcom еще не менее года

Норвежцам не удается быстро найти покупателя на 33% его акций
Vimpelcom быстро не продашь
Vimpelcom быстро не продашь / Д. Гришкин / Ведомости

В отчете за II квартал 2016 г., опубликованном во вторник норвежской Telenor, Vimpelcom Ltd. в очередной раз назван ассоциированной с ней компанией, несмотря на то что еще в октябре 2015 г. норвежцы объявили о намерении продать принадлежащие им 33% этого оператора. На сей раз в отчете появилась еще приписка: Vimpelcom так и будет считаться ассоциированной компанией, пока у Telenor не появится уверенность, что сделка по продаже пакета состоится в ближайшие 12 месяцев.

Vimpelcom – телекоммуникационный холдинг, обслуживающий 200 млн абонентов в 14 странах мира. Его крупнейший акционер – инвестиционная группа LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева: ей принадлежит 47,9% голосующих акций Vimpelcom, и еще 8,3% она передала в голландский штихтинг, чтобы не становиться контролирующим акционером и избежать необходимости делать предложение о выкупе миноритариям. Telenor принадлежит 33%, 10,8% торгуется на бирже NASDAQ.

Плюс-минус Vimpelcom

Vimpelcom Ltd. внес вклад в квартальную прибыль Telenor от ассоциированных компаний после налогообложения – 550 млн норвежских крон ($65,1 млн по курсу ЦБ на вторник), следует из отчета норвежской компании. Всего по итогам II квартала ее прибыль от ассоциированных компаний достигла 468 млн норвежских крон ($55,4 млн). Но результаты оказались омрачены убытком от обесценивания акций Vimpelcom на 2,5 млрд норвежских крон (примерно $296 млн), который был зафиксирован во II квартале.

О намерении продать свой пакет Telenor впервые заявила 5 октября 2016 г.: Vimpelcom – «сложный актив», формирующий всего 8% стоимости Telenor, его капитализация постоянно снижается, а возможности контролировать его деятельность нет, объяснял норвежский инвестор мотивы своих действий. Примерно за год до этого разразился большой скандал с участием Vimpelcom: расследования, предпринятые властями США и прокуратурой Нидерландов, показали, что его российская «дочка» «Вымпелком», а также МТС и шведско-финская TeliaSonera еще в середине 2000-х гг. платили высокопоставленным лицам в Узбекистане отступные за право работать в этой стране. После этого у норвежских властей возникли вопросы и к Telenor: они заподозрили, что руководство этой госкомпании могло покрывать действия менеджмента «Вымпелкома». В феврале 2016 г., когда вина Vimpelcom была доказана, Telenor еще раз заявила, что будет продавать долю в компании, причем как можно скорее.

Преимущественное право выкупа принадлежит LetterOne, но она покупкой 33% Vimpelcom не интересуется, говорил журналистам Фридман.

В мае 2016 г. Bloomberg сообщил со ссылкой на источники, что норвежцы наняли для поиска покупателя инвестбанк JPMorgan. По данным агентства, на тот момент Telenor уже вела переговоры о продаже доли в Vimpelcom с рядом потенциальных инвесторов, в том числе из России. Компания была готова даже продать часть пакета на фондовом рынке, в случае если не найдет стратегического инвестора, рассказывали собеседники издания. Акционеры Vimpelcom Ltd. ведут переговоры о продаже части акций гонконгскому холдингу Hutchison, рассказывали в марте «Ведомостям» два человека, близких к Vimpelcom и его российской «дочке» – «Вымпелкому». Ни одна из сторон это не подтверждала.

То, что норвежская компания не спешит указывать долю в Vimpelcom как актив на продажу, может свидетельствовать, что найти подходящего покупателя на пакет пока не удается – или не удается убедить аудитора, что имеются основания для его переклассификации, рассуждает аналитик «ФК Открытие» Александр Венгранович. Судьба этого актива зависит, по его словам, от множества факторов, но один из основных – итальянская сделка Vimpelcom.

Речь идет о слиянии бизнеса Vimpelcom в Италии с местной «дочкой» Hutchison, пока еще не одобренном регуляторами. Если эта сделка состоится, то чистый долг Vimpelcom (на конец марта 2016 г. – $6,4 млрд – в 3,1 раза выше его 12-месячной EBITDA) существенно снизится, напоминает Венгранович (по оценке самого Vimpelcom – до 1,7 EBITDA). А это, полагает он, может повысить стоимость пакета, принадлежащего Telenor.

Еще одним фактором, осложняющим продажу этого пакета, аналитик считает то, что сам по себе он не дает своему владельцу никаких прав – акционерное соглашение уже давно не действует и по любому вопросу большинство голосов у LetterOne. Основная проблема – то, что стратегическому инвестору неинтересен миноритарный пакет, согласен аналитик «ВТБ капитала» Иван Ким.

Покупатель пакета мог бы заинтересоваться дивидендами, но Vimpelcom уже два года платит их по минимуму: в начале 2014 г. он объявил, что из-за высокой долговой нагрузки вынужден урезать выплаты акционерам в 20 раз – до $0,035 на акцию – и не сможет платить больше, пока долговая нагрузка не снизится.

На интерес инвесторов к пакету норвежцев в Vimpelcom влияют еще и финансовые результаты оператора, добавляет заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Российский рынок сотовой связи – один из ключевых для Vimpelcom (в I квартале 2016 г. вклад России в консолидированную выручку группы составил 44%), но он перестал расти и операторы вынуждены зарабатывать на других услугах, констатирует она. Раньше инвесторы покупали акции Vimpelcom, глядя на высокие темпы роста его доходов, высокую рентабельность – и сравнивая их с рынками развитых стран, а теперь это преимущество ушло в прошлое, разводит она руками.

Vimpelcom быстро не продашь