Россияне все чаще подключают интернет-телевидение вместо спутникового

Рост сегменту обеспечил «Ростелеком», активно строящий сети в регионах
Тарелки уходят в прошлое
Тарелки уходят в прошлое / М. Стулов / Ведомости

В первой половине 2016 г. интернет-телевидение (IPTV) по чистому приросту абонентской базы впервые обошло спутниковое, до сих пор считавшееся драйвером роста рынка платного ТВ в России. Это следует из отчета «ТМТ консалтинга». В январе – июне 2016 г. аудитория IPTV выросла на 540 000 абонентов, тогда как спутникового ТВ – только на 220 000. Годом ранее количество спутниковых подписчиков в России увеличилось на 650 000, IPTV – на 420 000.

В целом, по данным «ТМТ консалтинга», к концу первого полугодия 2016 г. в России было 40,5 млн абонентов платного ТВ (+5% год к году). 6,2 млн из них смотрели IPTV, 15,9 млн – спутниковое ТВ, 18,3 млн – кабельное ТВ. В то время как аудитория спутникового ТВ и IPTV росла, количество зрителей кабельного незначительно сократилось, отмечает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова.

С выводами «ТМТ консалтинга» согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, росту спроса на IPTV способствовало расширение географии работы волоконно-оптических сетей «Ростелекома». Благодаря тому что эти сети теперь есть в небольших городах, где раньше не было никакого телевидения, кроме спутникового, «Ростелеком» значительно опережает других операторов по чистым подключениям к платному ТВ, считает эксперт. Во II квартале 2016 г. база телеабонентов «Ростелекома» выросла на 230 000 подписчиков, при том что общее количество абонентов платного ТВ в России – на 390 000. То есть на «Ростелеком» пришлось более 58% чистого прироста, заключает Кусков.

Тарелки уходят в прошлое

Спутниковое ТВ и IPTV занимают разные ниши рынка, которые до сих пор практически не пересекались, говорит Крылова. Теперь же, когда «Ростелеком» приходит в небольшие населенные пункты и у потенциального пользователя есть выбор между спутниковой антенной-тарелкой и интернет-кабелем «Ростелекома», абонент, скорее всего, выберет кабель, считает она. Оборудование для приема спутникового ТВ стоит порядка 10 000 руб., а для приема IPTV, по сути, бесплатно: плата за его аренду, как правило, включается в абонентскую плату за услуги, отмечает Крылова.

По словам Крыловой, обслуживание абонентов IPTV доходнее, чем подписчиков спутникового ТВ. Средний ежемесячный счет абонента IPTV (ARPU) в России – 255 руб., тогда как спутникового ТВ – втрое меньше, утверждает она.

Главным образом абонентская база платного ТВ «Ростелекома» растет за счет IPTV, признает его представитель Валерий Костарев. К преимуществам IPTV перед другими технологиями телевещания он относит бесплатное подключение и символическую (1 руб. в месяц) плату за пользование оборудованием, большой набор дополнительных сервисов. По данным «Ростелекома», на конец I квартала 2016 г. у него было 8,8 млн абонентов платного ТВ (+8,6% год к году), из них 3,7 млн – IPTV.

У абонентов «Вымпелкома» спросом пользуются тарифы «Всё в одном»: в некоторых регионах они получают за 1 руб. ШПД и IPTV при подключении мобильного тарифа за 800 руб., а в некоторых IPTV появляется в пакете с мобильной связью стоимостью от 1201 руб., рассказывает представитель оператора Анна Айбашева.

МГТС предлагает абонентам только IPTV – эта технология позволяет передавать качественное изображение и подключать дополнительные интерактивные услуги, говорит представитель МГТС Татьяна Мартьянова. Эти особенности повышают привлекательность сервиса в глазах подписчиков, утверждает она.

Возможно, рынок спутникового ТВ активизируется, когда экономическая ситуация изменится в лучшую сторону или когда потенциальные абоненты привыкнут к той, что есть сейчас, передала «Ведомостям» заместитель гендиректора оператора спутникового ТВ «Орион» Мария Жилина.