Сбербанк создает «дочку», которая должна стать виртуальным оператором

«СБ-телеком» будет оказывать «комплексные сервисы» клиентам группы в услугах связи
Сбербанк зарегистрировал компанию «СБ-телеком», которая должна стать виртуальным оператором
Сбербанк зарегистрировал компанию «СБ-телеком», которая должна стать виртуальным оператором / Е. Разумный / Ведомости

Сбербанк создал в структуре группы компанию «СБ-телеком», следует из обновленного списка аффилированных лиц Сбербанка, сообщил вчера «Интерфакс». «СБ-телеком» «призван удовлетворять внутренние потребности» Сбербанка и оказывать комплексные сервисы клиентам группы в услугах связи, говорит представитель банка. Пока у компании нет лицензий Роскомнадзора на предоставление услуг связи, следует из реестра ведомства.

«T2 РТК холдинг» продолжает вести переговоры по созданию MVNO со Сбербанком, подтвердил вчера представитель оператора Константин Прокшин. Представители «Мегафона», МТС и «Вымпелкома» отказались от комментариев.

Из информации в «СПАРК-Интерфаксе» следует, что уставный капитал «СБ-телекома» (принадлежит Сбербанку через компании «Цифровые активы» и «Цифровые технологии») составляет 100 млн руб., а возглавил компанию управляющий директор дирекции по развитию цифрового бизнеса Сбербанка Руслан Гурджиян. Он вчера отказался от комментариев.

Сбербанк с 2015 г. ведет переговоры с несколькими сотовыми операторами о создании виртуального оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), рассказывали ранее «Ведомостям» сотрудники двух операторов и человек, знакомый с менеджерами Сбербанка. Наиболее вероятным партнером банка они называли тогда «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2). По словам одного из них, подписание соглашения было запланировано на ноябрь. Но сейчас активнее всего в переговорах ведет себя МТС, знает он.

Больше, чем абонентов

Сбербанк обслуживает в России 127 млн клиентов – физических лиц, говорится на сайте банка. У лидирующей по абонентской базе в России МТС на конец марта, по ее подсчетам, было 77,3 млн активных sim-карт.

Говоря о предоставлении телекоммуникационных услуг, Сбербанк подразумевает именно мобильную связь и создание MVNO, считает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. По его мнению, развитие этих услуг Сбербанком выглядит логично. Оно будет направлено не только на зарабатывание денег, но в большей степени – на обеспечение лояльности клиентов за счет предоставления более комплексных услуг. Для Сбербанка выход на рынок услуг связи оправдан наличием большой клиентуры и обширной сети точек продвижения, считает Анкилов.

Теоретически создание MVNO может помочь банку решать вопросы, связанные с безопасностью собственных сервисов и доставкой сообщений от банка клиенту, которые сейчас идут преимущественно через sms, рассуждает гендиректор Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев. Кроме того, это позволит банку сэкономить на sms-рассылках, добавляет он. Поскольку банковское обслуживание все больше перемещается в интернет, зависимость от не подконтрольных банку каналов связи, с точки зрения Сбербанка, создает потенциальные риски, предполагает он. Сбербанк понимает, что в ближайшие годы обслуживание клиентов перейдет в цифровое пространство, и приходит к выводу о необходимости собственной трансформации в цифровую компанию, рассуждает он.

У Сбербанка инновационная и прогрессивная команда и, возможно, у нее есть идеи по созданию конгломерата банковских и телекоммуникационных услуг в виде единого пакета, говорит партнер Deloitte Антон Шульга. Например, речь может идти о создании облачного сервиса для малого и среднего бизнеса, который позволит клиентам вести удаленную бухгалтерию и предоставит банковское обслуживание, рассуждает он. MVNO-проект может пригодиться Сбербанку главным образом для развития бесконтактных платежей, считает Шульга.