Рост продаж смартфонов в России ускорился с 5 до 11%

Это происходит благодаря жесткой конкуренции между продавцами
Смартфоны подешевели – и россияне тратят на их покупку все больше денег/ Е. Разумный/ Ведомости

В апреле – июне 2016 г. в России было продано 5,5 млн смартфонов против 5 млн годом ранее, следует из материалов МТС. В I квартале 2016 г. рост продаж составил чуть более 5%, было продано 5,8 млн устройств.

Рынок смартфонов оживает после падения 2015 г. Если в первой половине 2015 г. продажи смартфонов в России упали год к году на 6%, то в первом полугодии 2016 г. российский рынок вырос на 7,5%. А рост выручки от продаж смартфонов оказался еще более внушительным: 35% до 138 млрд руб., следует из материалов МТС. Ранее участники рынка связывали спад продаж в начале 2015 г. с ажиотажным спросом на смартфоны в IV квартале 2014 г. (во время падения курса рубля) и последовавшим за этим сокращением как спроса на смартфоны, так и рынка потребительского кредитования.

За первые пять месяцев 2016 г. продажи смартфонов в России год к году выросли на 11%, выручка от их продаж – на 38%, говорит представитель «Связного» Сергей Тихонов. В I квартале рост продаж составил около 7%, отмечает он.

По данным «Евросети», за первые пять месяцев 2016 г. в России было продано на 7% больше смартфонов, чем за тот же период 2015 г., говорит представитель «Евросети».

В первом полугодии 2016 г. рынок смартфонов в России год к году вырос как в натуральном, так и в денежном выражении – примерно на 3 и 30% соответственно, говорит представитель «М.видео» Валерия Андреева. По ее словам, рост рынка смартфонов в России связан с выходом новых моделей, в том числе популярных китайских производителей, отмечает она. В «М.видео» продажи смартфонов растут в несколько раз быстрее рынка за счет популярности рассрочки и маркетинговых акций: возможности сравнить цены на товар с другими ритейлерами и купить по минимальной, а также потратить бонусы от покупки другой техники, перечисляет Андреева.

На рост продаж во II квартале 2016 г. повлияли акции, которые в апреле запустили все крупнейшие ритейлеры: цены на устройства были снижены, чтобы распродать остатки и привлечь покупателей в мертвый сезон, объясняет представитель МТС Алексей Меркутов. Апрель – традиционно худший месяц продаж портативной электроники в первом полугодии, однако в 2016 г. благодаря активности ритейлеров именно в апреле произошел максимальный рост продаж – сразу на 14% за год, утверждает он.

Тихонов также считает важным фактором роста продаж акции крупнейших российских ритейлеров и, кроме того, доступные кредитные программы по сравнению с прошлым годом. Так, «Связной» ввел скидки в 6–50% на 1300 товарных позиций, значительная часть которых – смартфоны, рассказывает он. В результате темпы роста продаж в апреле – мае выросли, отмечает Тихонов.

Темпы роста продаж смартфонов ускоряются на фоне ценовой войны между МТС и крупнейшими российскими сотовыми ритейлерами, длящейся уже более года. Начало ей было положено в апреле 2015 г., когда МТС, sim-карты которой перестали продаваться в «Связном», начала торговать смартфонами в своих салонах по ценам, близким к себестоимости. Таким образом оператор планировал привлечь в них покупателей, чтобы увеличить продажи контрактов.

Весной 2016 г. крупнейшие ритейлеры начали акции по снижению цен. В конце марта 2016 г. цены на 200 моделей смартфонов снизила «Евросеть» – скидка составляла от 2 до 50%. Потом цены на 300 моделей портативной электроники и аксессуаров снизил «Связной». С 1 апреля 2016 г. в салонах МТС подешевели 5000 товаров, а спустя чуть более чем неделю – почти 400 моделей смартфонов (на 5–24%). Снижали цены в своих салонах и акционеры «Евросети» – «Вымпелком» и «Мегафон».

На рост продаж мобильных устройств повлияло апрельское снижение цен, инициатором которого стала «Евросеть», говорит ее представитель. Средняя цена на смартфоны и планшеты в I квартале 2016 г. существенно выросла, что, безусловно, отрицательно сказалось на спросе, отмечает он. Предвидя это, «Евросеть» еще в конце 2015 г. начала подготовку к снижению цен на смартфоны – было закуплено такое количество устройств, которое позволило «Евросети» влиять на ценообразование, утверждает представитель компании. По его словам, в результате цены на смартфоны у всех участников рынка снизились на 3–45%.

Систему потребительского кредитования перестало лихорадить и сейчас купить смартфон в кредит можно на более выгодных условиях, чем в начале прошлого года, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Дальнейшая динамика продаж смартфонов будет определяться уровнем благосостояния покупателей смартфонов, считает он. Если кардинального ухудшения не произойдет, 2016 год для сотовых ритейлеров может оказаться лучше, чем 2015 год, прогнозирует Кусков.