Переговоры о покупке TNS ведет советник Берлускони

Покупателем, возможно, станет ВЦИОМ
Россия проведет национализацию телевизионной аудитории/ Руслан Кривобок/ РИА Новости

Британская WPP, скорее всего, передаст контроль над российским бизнесом TNS (см. врез) государству, а конкретно ВЦИОМу, рассказали руководители двух медиакомпаний, человек, близкий к акционерам TNS, и сотрудник ВЦИОМа. Представители TNS и ВЦИОМа это не комментируют, а представитель WPP сообщил о крайнем разочаровании тем, что Госдума приняла закон о госрегулировании телеизмерений, но заверил: «Мы уважаем ее решение и будем изучать возможности исполнить этот закон в отведенные сроки. Мы полагаем, что измерения аудитории медиа должны производиться независимыми компаниями. Невозможно быть одновременно игроком и судьей».

С сентября 2017 г. рекламодатели или их посредники при размещении на ТВ будут обязаны иметь договор с измерительной компанией, отобранной государством в лице Роскомнадзора, следует из поправок в законы о СМИ и рекламе депутата от ЛДПР Андрея Лугового. Госдума их уже приняла, очередь за Советом Федерации и президентом. Если они одобрят поправки Лугового, Роскомнадзор должен сделать выбор к январю 2017 г.

Полномочия на измерение аудитории от Роскомнадзора сможет получить организация, где иностранцы владеют или контролируют не более 20% акций или долей. TNS на 100% принадлежит Kantar Media, которая входит в WPP. Луговой и другие депутаты считают неправильным, что западная компания монопольно определяет предпочтения российских телезрителей.

Валюта рекламы

TNS считает телезрителей России около 20 лет. Ее рейтинги – общепризнанная «валюта» рынка, но работать ли с TNS, каналы, рекламодатели и рекламные агентства решают сами. К примеру, «Первый канал» считает методику TNS устаревшей и не пользуется ее услугами, хотя Vi, селлер канала, продает рекламу в его эфире на базе рейтингов TNS.

Чтобы работать в России, WPP готова отдать контроль над TNS российскому партнеру, говорили прежде руководители нескольких медиакомпаний, переговоры начались по инициативе российской стороны в прошлом году, задолго до появления проекта Лугового.

WPP предварительно договорилась о продаже 80% акций TNS российским партнерам, и, видимо, это будет ВЦИОМ. Скорее всего, сумма сделки будет небольшой по сравнению с выручкой TNS, говорит один из собеседников «Ведомостей». TNS и WPP не раскрывают финансовых показателей TNS. Собеседник «Ведомостей» говорит, что годовая выручка компании заметно превышает 5 млрд руб.

Сделка коснется не только телевизионных измерений: под контроль государства в этой ситуации перейдут измерения TNS интернет-аудитории, читателей газет и журналов и слушателей радиостанций, объясняют два собеседника «Ведомостей». Но для интернета и радио цифры TNS не настолько критичны, указывают руководитель крупной интернет-компании и руководитель рекламной группы: есть альтернативные измерители. В частности, аудиторию радиостанций в России измеряет французская Ipsos Comcon, аудиторию сайтов – американская comScore и польская Gemius, есть свои метрики у «Яндекса» и у Google. Но исследования TNS по интернету сейчас особенны важны: компания начала измерять совокупную аудиторию телепроектов в эфире и в сети, указывают собеседники «Ведомостей».

Переговоры с WPP ведет Анжело Кодиньони, бывший советник премьера Италии Сильвио Берлускони, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с деталями переговоров. Кодиньони – один из основателей партии Forza Italia, которая привела Берлускони к власти, он управлял медиаактивами этого политика. В депешах Wikileaks Кодиньони упоминался как связной между Берлускони и президентом России Владимиром Путиным. Вероятно, российские власти решили использовать и обширный медийный опыт Кодиньони: в 2011 г. он стал сопредседателем совета директоров российской «СТС медиа». В совет он был избран как представитель кипрской Telcrest, которую тогда контролировал основатель банка «Россия» Юрий Ковальчук с партнерами. Но в переговорах с WPP Кодиньони представляет не Ковальчука, а бизнес-интересы условных «российских властей», знают собеседники «Ведомостей». Один из них сообщил, что итальянец возглавил совет директоров «ВЦИОМ-медиа» (недавно созданная «дочка» ВЦИОМа). Кодиньони не ответил на запрос «Ведомостей», представитель ВЦИОМа не ответил на вопрос о Кодиньони. Представитель «Национальной медиа группы», которая управляет активами Ковальчука и его партнеров, отказался от комментариев.

Окончательно условия продажи TNS не согласованы, знают собеседники «Ведомостей», это может произойти в ближайшее время.