Операторам и интернет-компаниям остается надеяться на правительство
Госдума приняла разорительные для отрасли законопроекты Яровой и ОзероваСейчас нет оборудования, которое может обеспечить сбор и хранение голосовой информации в соответствии с требованием законопроекта, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Создание такой системы хранения поставит отрасль на грань коллапса, считает он. По оценкам МТС, разовые расходы операторов на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение шести месяцев составят триллионы рублей. Во столько же оценивает затраты и «Мегафон». Такие непомерные и неэффективные обременения бизнеса катастрофически повлияют на всю экономику в сфере телекоммуникаций, говорит представитель «Мегафона». Если операторы понесут затраты такого уровня, то не смогут развивать сеть для абонентов, отмечает Солодовников: строить базовые станции, расширять сети фиксированной связи, что с учетом высоких темпов роста трафика может привести к ухудшению качества голосовой связи, перебоям в доставке sms-сообщений или невозможности выйти в интернет.
В пятницу Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях антитеррористический пакет законопроектов председателя комитета по безопасности Ирины Яровой и председателя комитета Совета Федерации по обороне Виктора Озерова (оба – «Единая Россия»). Кроме всего прочего, эти поправки серьезно меняют правила работы операторов и интернет-компаний. С 1 июля 2018 г., когда поправки вступят в силу, компании будут обязаны хранить в течение полугода все данные своих клиентов: звонки, письма, файлы. Правда, в последний день работы Госдумы шестого созыва некоторые нормы были смягчены. Так, в первоначальном варианте срок хранения данных составлял три года. Смягчить нормы в своем отзыве потребовало правительство.
Отзыв на текст закона во втором чтении правительство не предоставляло, хотя часть закона, касающаяся отрасли связи и IT, после внесения поправок сильно расширилась. Если изначальная версия законопроекта требовала хранить данные абонентов только от операторов, то расширение в тексте ко второму чтению этих требований и на интернет-компании для индустрии стало сюрпризом. Авторы проекта внесли поправки, касающиеся интернета, всего за несколько дней до принятия документа сразу в двух чтениях, не став обсуждать их с отраслью.
Еще одним нововведением в тексте ко второму и третьему чтениям стала обязанность интернет-сервисов передавать правоохранительным органам все ключи шифрования, чтобы те могли расшифровать как весь интернет-трафик, так и отдельные сообщения пользователей.
Депутаты уронили котировки
В пятницу котировки Mail.ru Group упали на 8,65%, «Яндекса» – на 3,13%, МТС – на 6,92%, Vimpelcom – на 8,33%, «Мегафона» – на 5,84%. Однако это падение происходило на фоне общего обвала котировок после завершения в Великобритании референдума о выходе из Евросоюза. Индекс РТС в пятницу опустился на 2,52%, MSCI Russia – на 2,7%. В предыдущие дни, когда поправки только обсуждались, котировки операторов и интернет-компаний серьезно не падали.
Позиция отрасли при принятии закона учтена не была, говорит представитель Mail.ru Group, и пока нет окончательного понимания, как закон будет применяться на практике. Компания планирует изучить финальную версию законопроекта: «Полагаем, что предстоит тесное взаимодействие с исполнительными органами при выработке подходов к порядку реализации этого закона». В «Яндексе» впервые увидели проект в понедельник и уже во вторник отправили оценку, говорит его представитель. Но конструктивного диалога не было, ни одно предложение отрасли не было учтено, сетует он.
Законопроектом изначально занимался комитет Госдумы по безопасности под руководством автора поправок Яровой, а профильный комитет по информполитике и связи к разработке этого документа привлечен не был. Руководитель комитета Леонид Левин говорил ранее, что у комитета и у отрасли много претензий к проекту, все они были переданы авторам документа. Вчера Левин отказался от комментариев. Но источник, близкий к Госдуме, считает, что условия реализации нового закона можно будет изменить через правительство: оно должно будет установить порядок, сроки и объем хранения информации. Компаниям надо четче представить свою позицию правительству, резюмировал собеседник «Ведомостей».
Участники рынка указывают на то, что реализация поправок будет стоить крайне дорого. Например, Mail.ru Group оценивает ее в $1,2–2 млрд только капитальных затрат и еще не менее $100 млн ежегодных операционных расходов, связанных с обслуживанием оборудования и доработкой софта. Затраты интернет-компаний вырастут, лишь констатирует представитель «Яндекса». Процедуры контроля должны ставить всех в равные условия, а при реализации текущего варианта законопроекта либо не будет равных условий, либо их форсирование заставит кого-то из игроков интернет-отрасли уйти из России, что негативно повлияет на отрасль, считает он.
По предварительным оценкам «Вымпелкома», на выполнение требований по хранению информации на первоначальном этапе оператору потребуется порядка 200 млрд руб. Такие масштабные инвестиции могут не просто подрубить экономику операторов, но и свести ее в ноль, говорит представитель «Вымпелкома». Уже сейчас очевидно, что принятие законопроекта может привести к замедлению темпов развития сети и к значительному повышению тарифов на услуги связи, отмечает он.
Представитель Tele2 отказался от комментариев.
Новые поправки вряд ли серьезно повлияют на котировки компаний, хотя в долгосрочной перспективе они создают потенциальные риски снижения, говорится в отчете «ВТБ капитала». Аналитики инвестбанка объясняют это тем, что поправки вступают в силу не сразу, а через два года. За это время правительство скорее всего «проявит гибкость» при установке условия хранения контента. «Мы считаем, что компаниям удастся согласовать с властями приемлемые условия, чтобы избежать серьезного увеличения расходов», – считают аналитики инвестбанка.