Google News будет работать в России без ограничений
Аудитория этого сервиса недостаточно велика, чтобы попасть под контроль чиновниковСервисом Google News в среднем в день пользуются лишь 92 000 человек в России, следует из данных TNS (здесь и далее статистика за апрель этого года по жителям страны в возрасте 12–64 лет). Эти данные учитывают только людей, которые выходят в интернет с настольных компьютеров и ноутбуков, но не мобильных пользователей. Даже если допустить, что еще 100 000 человек пользуются новостным агрегатором Google со смартфонов, это все равно меньше 1 млн. Именно столько посетителей в день должно быть у новостного агрегатора, чтобы попасть под новые ограничения, установленные Госдумой. Хотя по общей аудитории сервисов американский Google уже догнал конкурентов в рунете, его новостной агрегатор тут не настолько популярен. Благодаря этому американской компании, в отличие от «Яндекса», Mail.ru Group или Rambler&Co, скорее всего, не потребуется ничего менять в работе своего новостного сервиса. Представитель Google не ответил на запрос «Ведомостей».
Госдума окончательно проголосовала за ограничения для новостных агрегаторов на прошлой неделе. Проект соответствующих поправок в закон «Об информации...» и КоАПП внесли в Думу в начале года коммунист Александр Ющенко и справедливоросс Алексей Казаков. В проекте впервые введено понятие «новостные агрегаторы» – это интернет-ресурсы, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию с суточной аудиторией более чем 1 млн уникальных пользователей. Желание контролировать информацию, размещаемую в новостных агрегаторах, депутаты объяснили их «политической ролью». В законопроекте прописан запрет на использование агрегаторов для разглашения государственной тайны, призывов к терроризму, а также для размещения материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, порнографию, и материалов с нецензурной бранью.
Без акцента
В рунете не должны работать новостные агрегаторы, подконтрольные иностранным компаниям, первоначально настаивали авторы проекта. Это могло привести к закрытию в России не только Google News, но и «Яндекс.Новостей».
Во время обсуждения в Госдуме проект сильно поменялся (см. врез). В финальном варианте поправок указано, что если агрегаторы не цитируют сообщение официально зарегистрированного в России СМИ, а используют другие источники новостей (к примеру, блоги), то полностью отвечают за достоверность такой информации.
Если документ будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, то он вступит в силу с 1 января 2017 г.
Кто должен проверять количество посетителей новостных агрегаторов, в поправках не указано. Очевидно, это будет Роскомнадзор: именно этот орган должен рассматривать жалобы по распространению новостными сервисами недостоверных данных. Роскомнадзор, в частности, следит за обязательной регистрацией всех блогеров, которых читают более 3000 человек в сутки.
Из открытых данных следует, что под действие ограничений точно попадают новостные агрегаторы «Яндекса», Mail.ru и Rambler&Co. В среднем в день этими сервисами, по данным TNS, пользуются 6 млн, 4 млн и 1,6 млн человек соответственно. Ограничена может быть работа агрегатора СМИ2: по данным Liveinternet, в будни аудитория сервиса превышает 1 млн человек, но в выходные становится меньше. «Мы пока не знаем, потребуется ли от нас соблюдение новых норм, это будет зависеть от того, как посчитает Роскомнадзор. Нам самим, конечно, не хочется брать на себя лишние ограничения», – говорит гендиректор СМИ2 Павел Власов-Мрдуляш. Представитель Роскомнадзора вчера не ответил на звонок «Ведомостей».
Другими известными новостными агрегаторами (Google News, ANews, MediaMetrics, Novoteka) ежедневно пользуются заметно меньше 1 млн человек, следует из данных ComScore и Liveinternet.
Как именно крупные новостные агрегаторы изменят свою работу, пока не известно. На прошлой неделе руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева сообщила в Facebook, что агрегатору придется отказаться от работы с «нелицензированными в России СМИ» (очевидно, имеются в виду СМИ без регистрации в России). Позднее представитель поисковика заявил, что окончательного решения по этому вопросу нет. Представители Rambler&Co и Mail.ru Group также по существу не комментируют возможные изменения.