«Ланит» вложил $2,5 млн в разработчика бесконтактных платежей

Он хочет заработать на желании избавиться от лишних пластиковых карт
CardsMobile и хочет заработать на желании клиентов избавляться от привычных пластиковых карт
CardsMobile и хочет заработать на желании клиентов избавляться от привычных пластиковых карт / З. Милявская / Ведомости

IT-холдинг «Ланит» вложил $2,5 млн в разработчика технологий бесконтактного платежа CardsMobile, сообщила «Ведомостям» ее представитель Ксения Рабинович и подтвердил представитель холдинга.

CardsMobile выпустила платформу для бесконтактных NFC-платежей и мобильное приложение «Кошелек», способное выпускать в смартфоне различные типы виртуальных карт. Это банковские карты, проездные билеты, а также скидочные и бонусные карты программ лояльности.

В 2015 г. CardsMobile заработала 70 млн руб., сообщает Рабинович. По ее словам, привлеченные инвестиции компания потратит на масштабирование бизнеса, чтобы вывести его на самоокупаемость. А вице-президент «Ланита» Филипп Генс надеется как на прибыль от работы компании, так и на выход из ее капитала после привлечения стратегического инвестора. Согласно ЕГРЮЛ сейчас «Ланит» владеет 28,6% CardsMobile. Таким образом, вся компания была оценена в $8,7 млн. Генс уточняет, что у холдинга есть опцион на увеличение доли в компании в зависимости от ее результатов.

Любая технология, которая позволяет избавляться от лишних вещей, будет пользоваться спросом, уверяет Генс. Инвестиция естественна для «Ланита», объясняет он: IT-холдинг обслуживает финансовые компании и ритейл, потому ему логично участвовать в проектах, находящихся на пересечении этих секторов.

Сейчас CardsMobile выпустила 1,7 млн виртуальных карт (это около 6 т пластика), рассказывает Рабинович. Из них на банковские приходится 5%. По прогнозам Рабинович, к концу 2016 г. компания обработает 5 млн карт, доля банковских карт при этом должна вырасти. В случае с банковскими картами банк платит CardsMobile за эмиссию карты (предоплаченная карта или дополнительная карта к существующему счету) и за привлеченного в банковское приложение клиента, а участники программ лояльности – за привлечение новых пользователей (они выпускают карту через приложение CardsMobile) и отправку им информационных сообщений о новых продуктах и акциях, объясняет Рабинович. По ее оценке, такие сообщения экономят ритейлерам до 75% бюджета. Программа лояльности «дочки» «Ланита» Inventive Retail Group (фирменные магазины Apple под брендом re:Store, а также Samsung, Lego, Sony Centre, Nike) уже работает в системе CardsMobile.

Выпуск банковской карты на NFC-носителе обходится банкам на 90% дешевле эмиссии пластиковой карты и вдобавок происходит мгновенно, говорит представитель «Тинькофф банка» (сотрудничает с CardsMobile) Дарья Ермолина. Правда, банкам не удается зарабатывать на этой технологии, поскольку доля бесконтактных карт в общей эмиссии банковских карт невелика. По словам Ермолиной, сейчас лишь 20% терминалов способны принимать бесконтактные платежи. Число операций по бесконтактным картам ежегодно растет на 5%, продолжает она и прогнозирует, что существенную долю российского рынка бесконтактные карты займут через 10 лет. По прогнозу представителя МТС Дмитрия Солодовникова, в 2017 г. объем бесконтактных транзакций в России составит 50 млрд руб.

В конце 2015 г. около 20% зарегистрированных в сети МТС смартфонов поддерживали технологию NFC – по сравнению с 13% по итогам 2014 г., говорит Солодовников. Он надеется, что в 2017 г. эту технологию будет поддерживать каждый третий телефон в России. Дополнительные услуги от оператора связи (в том числе и финансовые) увеличивают лояльность абонентов, объясняет Солодовников. Отток пользователей финансовых сервисов ниже среднего по абонентской базе, кроме того, у пользователей сервисов мобильной коммерции больше остаток на лицевых счетах, они активнее потребляют услуги связи, у них больший средний месячный счет (ARPU), перечисляет Солодовников.