МТС и «Вымпелком» сулят абонентам бесплатную связь

За рубежом есть несколько таких примеров, но это виртуальные операторы без собственных сетей
Зарабатывать операторы станут, монетизируя накопленные знания об абонентах
Зарабатывать операторы станут, монетизируя накопленные знания об абонентах / М. Стулов / Ведомости

Российские мобильные операторы не должны брать с клиентов деньги за звонки, передачу данных и sms – такое мнение высказал во вторник на организованном «Ведомостями» форуме «Телеком 2016» президент МТС Андрей Дубовсков. «Мы не должны жить на те деньги, которые клиент платит за удовлетворение коммуникативных потребностей: за мессенджеры, sms, голосовую связь, стриминг, видеосвязь», – заявил он. Бесплатными эти услуги могли бы стать уже «в недалеком будущем, в среднесрочной перспективе».

Чтобы развивать сеть и повышать качество связи, оператор должен вкладываться в инфраструктуру и разработку новых продуктов и услуг, поэтому отказаться от оплаты услуг невозможно, согласна представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Операторы еще и платят дивиденды, несут операционные расходы, напоминает она. Стоимость телекоммуникационных услуг в России за последние годы и так значительно снизилась, констатирует Дорохина, а потенциал для роста выручки в будущем «Мегафон» видит в мобильной передаче данных. Монетизировать ее можно, предоставляя абонентам дополнительные или новые услуги, а также создавая инновационные продукты вроде сервисов М2М (Machine-to-Machine, обмен данными между устройствами), мобильной рекламы, облачных сервисов, рассуждает Дорохина.

Зарабатывать операторы должны за счет партнерства с другими компаниями и рекламы, считает Дубовсков. В перспективе 5–10 лет или более операторы могут перейти на работу по рекламной модели, добавляет человек, близкий к МТС. Кроме того, операторы должны обращать в доходы знания об абонентах – их действиях, привычках, предпочтениях, заявил на форуме гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин.

«Вымпелком» единственный из конкурентов МТС признает ее идею не взимать с абонентов плату за базовые услуги связи реалистичной. Эти услуги могут быть бесплатными при успешном развитии услуг дополнительных – таких, как продажа рекламы и других сервисов, использующих знание операторов о клиенте, допускает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Сделать услуги связи абсолютно бесплатными для пользователей невозможно даже в среднесрочной перспективе, возражает представитель «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) Константин Прокшин. Чтобы обеспечить высокую скорость загрузки интернет-данных, широкое покрытие и качественную передачу голоса, операторам необходимо активно инвестировать в сети. Tele2 в 2015 г. вложила в инфраструктуру и технологии 39 млрд руб. – 41,2% годовой выручки. Взаимовыгодные партнерства с компаниями из других отраслей – банковской, транспортной, IT и т. д. – важны, но это не основание делать базовые услуги бесплатными, уверен Прокшин.

За рубежом есть примеры телекомоператоров, которые зарабатывают на рекламе и базовые услуги предоставляют абонентам по факту бесплатно, рассказывает партнер Deloitte Антон Шульга. Но примеры эти единичны и это виртуальные операторы, не инвестирующие в создание инфраструктуры, уточняет он.

Дубовсков возглавил МТС в марте 2011 г., а два месяца спустя оператор отказался от тарификации голосовых вызовов внутри своей сети. Рынок воспринял этот шаг неоднозначно, но МТС продолжала увеличивать выручку, долю рынка и отрыв от конкурентов, вспоминает ее представитель Дмитрий Солодовников. Впоследствии звонки внутри сети сделали бесплатными и другие операторы.

Средний счет на абонента у российских операторов уже несколько лет почти не меняется, хотя услуг они предлагают клиентам все больше, говорит Шульга. Стоимость базовых сервисов стремительно падает, объясняет он: это и позволяет операторам рассуждать об их бесплатности в будущем.

Зарабатывать операторы станут, монетизируя накопленные знания об абонентах