Google может называть себя лидером рунета

Правда, его отрыв от конкурентов по месячной аудитории минимален
На российском рынке образовался выгодный для Google расклад/ М.Стулов/ Ведомости

Стараниями владельцев смартфонов и планшетов Google стал самым популярным интернет-сервисом в России: хотя бы раз в месяц его сайтом – традиционной и мобильной версией – и приложениями для мобильных устройств пользуются 20,5 млн человек. Это следует из статистики TNS за апрель 2016 г., которую компания предоставила «Ведомостям» (она касается аудитории 12–64 лет в городах с населением свыше 700 000 человек). У «Яндекса» аналогичный показатель лишь немногим меньше – 20,4 млн, у Mail.ru – 19,3 млн.

По ежедневной аудитории, входящей в интернет со всех типов устройств, лидером остается «Яндекс»: хотя бы раз в сутки его сервисы посещают 12,3 млн пользователей. Ему в спину дышит социальная сеть «В контакте» (12,1 млн пользователей), а Google занимает почетное третье место (11 млн).

Всего в городах, входящих в выборку TNS, хотя бы раз в месяц интернет посещают 22,4 млн пользователей, или 87% их населения 12–64 лет, а ежедневно – 20,2 млн, или 78,2% жителей. Получается, крупнейшие сервисы хорошо знакомы практически всем интернет-пользователям, но постоянно каждым из них пользуется в лучшем случае каждый второй.

Когда Google обошел «Яндекс» по совокупной месячной аудитории, точно неизвестно: апрель 2016 г. – первый месяц, когда TNS подсчитала интернет-аудиторию всей России с учетом всех типов устройств. Долгое время эта компания учитывала только тех пользователей, которые заходят на сайты с настольных компьютеров и ноутбуков. И здесь традиционно лидировали российские «Яндекс» и сервисы Mail.ru Group.

Но сами интернет-компании давно говорили об опережающем росте именно мобильного трафика. Чтобы им было проще продавать этот трафик рекламодателям и зарабатывать на нем, TNS весной 2015 г. взялась рассчитывать и мобильную аудиторию – но только крупнейших сайтов. А как эти две аудитории – пользователи настольных компьютеров и владельцы мобильных устройств – друг с другом сочетаются и сколько же пользователей у крупнейших сервисов в общей сложности, TNS до сих пор считала только по Москве и Санкт-Петербургу. В обеих столицах крупнейшим оставался «Яндекс» (хотя его отрыв от Google минимален).

Больше четверти

28% рынка интернет-рекламы в 2015 г. могла занять реклама на мобильных устройствах, прогнозировали аналитики «Сбербанк CIB». Это 27,1 млрд руб., если исходить из оценок АКАР

То, что Google теснит российские сервисы, было видно по тому, как американская компания отъедала долю в поиске у того же «Яндекса». Российский поисковик долго терял ее, падение прекратилось лишь прошлым летом. Сейчас на «Яндекс» приходится 57,6% переходов из результатов поиска на внешние сайты, а на Google – 36% (данные Liveinternet за апрель этого года).

Ключевой фактор роста доли Google в России – его контроль над операционной системой Android, неоднократно говорили представители «Яндекса» и соглашались аналитики инвестбанков. Из этого выходило, что растет Google прежде всего за счет пользователей мобильных устройств.

В 2014 г. «Яндекс» обвинил Google в создании препон для конкурентов, тоже пытающихся пробиться на платформу Android, и пожаловался на американскую компанию в Федеральную антимонопольную службу. Та признала Google виновным в злоупотреблении конкуренцией и в ближайшее время назовет штраф.

Размер мобильной аудитории критичен для бизнеса интернет-компаний. В прошлом году на мобильном трафике «Яндекс» заработал уже 21% выручки от контекстных объявлений. Другой российский интернет-холдинг – Mail.ru Group не раскрывает, сколько зарабатывает на мобильной рекламе, но аналитики «Сбербанк CIB» прогнозировали, что в 2015 г. около 45% рекламной выручки группы обеспечат пользователи смартфонов и планшетов. Группа владеет двумя крупнейшими в России социальными сетями – «В контакте» и «Одноклассниками», которые активно размещают мобильную рекламу.

Данные TNS свидетельствуют, что аудитории Google и «Яндекс» зеркально противоположны. Сервисы Google больше 6 млн пользователей посещают только с мобильных устройств – это треть месячной и почти 60% ежедневной аудитории сервиса. У «Яндекса» мобильных посетителей вдвое меньше, но более 7 млн пользователей заходят на сайты компании только с настольных компьютеров и ноутбуков. У Google таких ежедневных посетителей в среднем в 2,5 раза меньше.

Однако по размеру аудитории – и ежедневной, и месячной – лидеры рунета слишком близки друг к другу, чтобы делать вывод о первенстве того или другого, говорит представитель «Яндекса»: «Насколько «Яндекс» превосходит Google на настольных компьютерах и ноутбуках, настолько Google превосходит «Яндекс» на мобильных устройствах». «Яндекс», улучшив свои продукты и запустив новые, за последний год сильно укрепил позиции на мобильном рынке, добавляет он.

Представитель Google от комментариев отказался.

Скорее всего, часть мобильной аудитории Google получает за счет случайных и нерегулярных запросов пользователей Android-фонов, полагают сотрудники двух медиакомпаний: человек пишет запрос в виджет на главном экране смартфона, не осознавая, чей это сервис. Потому-то, обгоняя ближайших конкурентов по ежемесячному охвату, Google отстает от них по ежедневной аудитории, полагают собеседники «Ведомостей».

Своя специфика у Mail.ru Group. Ее сервисы как отдельные сайты или приложения занимают вторые-третьи места по размеру аудитории на ПК и смартфонах. Но если брать в расчет совокупную аудиторию интернет-холдингов, то по числу ежедневных пользователей Mail.ru Group обгоняет всех конкурентов: на ее сервисы и соцсети хотя бы раз в день заходит 16 млн пользователей, или 80% суточной онлайн-аудитории крупных городов. По ежемесячной аудитории этот холдинг больше всех проектов «Яндекса». Это объединение цифр не искусственное: Mail.ru Group предлагает рекламодателям пакетное размещение на всех своих сервисах. «У наших продуктов – социальных сетей и почты – самая активная и лояльная аудитория, которая проверяет их много раз день, и нет случайных редких заходов», – говорит вице-президент Mail.ru Group Дмитрий Сергеев.

Большая часть бюджетов в интернете сейчас тратится на рекламу, нацеленную на результат здесь и сейчас, – например, контекстные объявления, а не на повышение узнаваемости бренда, рассуждает вице-президент российского подразделения Dentsu Aegis Network Андрей Чернышов: «Для первого типа рекламы охват важнее. С другой стороны, спрос на эксклюзивную мобильную аудиторию среди рекламодателей в России пока невелик, так что у «Яндекса» с его сильными позициями среди пользователей настольных ПК и ноутбуков очень хорошее положение на рынке». Гендиректор Media Direction Group Андрей Брайович не комментирует показатели конкретных проектов, но говорит, что, поскольку рекламные кампании обычно длятся подолгу, то важнее, какой охват среди потенциальных клиентов получит рекламодатель, пусть и за больший промежуток времени, и цена контакта. Еще один собеседник «Ведомостей» указывает: аудитория лидеров рунета почти одинаковая, в такой ситуации формальное первенство не имеет для рекламодателей ровно никакого значения.