Tele2 подключила 2 млн абонентов в Москве менее чем за полгода
Компания упорно движется к цели занять 10% рынка sim-карт в российской столицеПо итогам марта 2016 г. число абонентов «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) в Москве достигло 2 млн, рассказал человек, близкий к компании, и подтвердил собеседник из числа ее акционеров. Цифра даже чуть выше – 2,15 млн, добавил второй. Причем в ней уже учтен отток, оговариваются оба собеседника. Tele2 использует трехмесячную систему учета абонентов, т. е. вычеркивает из базы тех, кто три месяца не пользовался платными услугами.
Всего в конце 2015 г. в сотовых сетях Москвы было зарегистрировано 43,19 млн активных sim-карт (данные AC&M Consulting). У Tele2 к концу года в Москве было, по словам ее представителя Константина Прокшина, 1,27 млн абонентов, т. е. 2,9% рынка. Кварталом ранее sim-карт было зарегистрировано 41,29 млн. Получается, за последние три месяца прошлого года операторы сообща подключили в столице 1,9 млн абонентов и на Tele2 пришлось 66,5% всех чистых подключений.
Дорогой имидж
8,2 миллиарда рублей израсходовала Tele2 на рекламу и привлечение абонентов в 2015 г. Из них 3,27 млрд руб. оператор потратил в IV квартале 2015 г.
Если у операторов «большой тройки» (МТС, «Мегафон» и «Вымпелком») количество абонентов в Москве с конца декабря не сильно изменилось, то доля Tele2 по итогам марта 2016 г. могла составлять примерно 4,6%.
Таких ажиотажных продаж, как в первые недели после запуска московской сети (состоялся 22 октября 2015 г.), уже нет, но темпы подключения стабильные и довольно высокие, говорит человек, близкий к Tele2. Это при том, что I квартал – традиционно низкий сезон, обращает он внимание: много праздничных дней, сказывается эффект «усталости рынка» от предновогодних продаж. Уже к концу года компания может занять целевые 10% столичного рынка, допускает собеседник «Ведомостей».
Ни по уровню продаж, ни по MNP-переходам (Mobile Number Portability – услуга смены оператора с сохранением прежнего номера) «Вымпелком» не ощущает серьезного влияния Tele2 на свой бизнес в Москве, говорит его представитель Анна Айбашева.
Реально с сетями «большой тройки» в столице контактируют – совершают звонки, пишут sms и т. п. – не более 700 000–800 000 абонентов Tele2, рассказывают сотрудники двух операторов.
Tele2 не называла инвестиций в московскую сеть, говорила только, что это «миллиарды рублей». Но она сообщала о привлечении почти 16 млрд руб. проектного финансирования в ВТБ (один из совладельцев «Т2 РТК холдинга») на строительство сети в Москве. К концу марта 2016 г. Tele2 выбрала 6,54 млрд руб. из этой кредитной линии, сообщал «Интерфаксу» источник, знакомый с ходом исполнения программы поддержки инвестпроектов по механизму проектного финансирования. Человек, близкий к Tele2, подтвердил «Ведомостям», что выбрана такая сумма, а Прокшин напомнил, что компания использует для строительства заемные средства других банков, а также собственные.
Всего в прошлом году Tele2 инвестировала в IT-инфраструктуру и технологическое развитие сети в России 39 млрд руб. – на 214% больше, чем годом прежде.
По оценке аналитиков «ТМТ консалтинга», московский абонент платил за мобильную связь в прошлом году в среднем 470 руб. в месяц. Если бы таким был и средний счет абонента Tele2, то с нынешним количеством подключений оператор зарабатывал бы до 11,2 млрд руб. в год. По мнению гендиректора «ТМТ консалтинга» Константина Анкилова, до конца года у Tele2 есть все шансы еще увеличить абонентскую базу и нарастить долю на московском рынке до 10%, даже несмотря на недавнее увеличение части тарифов.
Аналитик Газпромбанка Сергей Васин называет достижение 10%-ного порога необходимым минимумом для развития мобильного бизнеса в любом регионе. Такая доля позволяет хотя бы выровнять баланс по межоператорским платежам, объясняет он, ведь пока у оператора совсем мало абонентов, они мало звонят внутри сети, а созваниваются в основном с абонентами других сетей, так что оператор вынужден платить конкурентам за эти вызовы, почти ничего не получая взамен. С другой стороны, этот фактор сейчас менее важен, чем раньше: абоненты все активнее пользуются мобильным интернетом и все менее активно – голосовой связью, рассуждает Васин.
Представители Tele2 и ВТБ отказались от комментариев. Так же поступили представители МТС и «Мегафона».