Минкомсвязи хочет защитить фонд универсального обслуживания от непрофильных расходов
В пример ведомство приводит дорожный фондФонд универсальной услуги связи, в который все российские операторы отчисляют 1,2% своей выручки, должен быть целевым, средства из него не должны расходоваться по другим статьям бюджета, заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. По его словам, этого можно было бы достичь, если бы фонд универсального обслуживания имел статус, аналогичный Федеральному дорожному фонду. Никифоров уже высказал это предложение Совету Федерации на правительственном часе, отмечает представитель Минкомсвязи, но говорить о подготовке конкретных нормативных и законодательных актов пока преждевременно.
Дорожный фонд – средства бюджета, которые могут тратиться только на строительство и содержание дорог, а также трансферты в региональные дорожные фонды. Его размер фиксированный – согласно Бюджетному кодексу, он составляет не менее 345 млрд руб. с поправкой на инфляцию. В него поступают деньги от топливных акцизов (прогнозные), а также сборы за проезд по трассам и штрафы за их неуплату.
Речи о том, чтобы зафиксировать минимальный размер резерва универсального обслуживания, пока не идет, конкретные детали реорганизации резерва универсального обслуживания пока не обсуждались, утверждает представитель Минкомсвязи.
Цена равенства
168 млрд руб. составляет стоимость 10-летнего контракта «Ростелекома» с государством, подписанного в мае 2014 г. По нему оператор, в частности, должен организовать в населенных пунктах, где установлены таксофоны и проживает 250–500 человек, доступ в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с.
Сейчас деньги, полученные резервом универсального обслуживания, идут в федеральный бюджет, ими распоряжается Минфин. Чтобы направить эти деньги на те или иные нужды, нужно, чтобы Минфин внес соответствующие траты в бюджет или поправки к нему, а Дума утвердила их.
Из фонда универсального обслуживания государство компенсирует «Ростелекому» расходы на ликвидацию цифрового неравенства и оказание убыточных социально значимых услуг. Его распределение курирует Федеральное агентство связи (Россвязь). По прогнозу Минкомсвязи, в 2016 г. в фонд должно поступить 13,8 млрд руб. Но на расчеты с «Ростелекомом» идут не все эти средства – часть расходуется на цели, не имеющие отношения к отрасли связи, говорил ранее Никифоров. Так, в 2016 г. «Ростелеком» недополучит из федерального бюджета 6,9 млрд руб. по контракту на устранение цифрового неравенства, заявил он в марте 2016 г. При этом, по данным «Ростелекома», государство с 2014 г. задолжало ему еще 3,6 млрд. Ассигнования на погашение этого долга предусмотрены, в частности, в бюджете 2016 г.
Россвязь поддерживает инициативы, направленные на возврат из бюджета средств фонда универсального обслуживания, говорит представитель ведомства Владимир Калинин. То, что «Ростелеком» недополучает ранее собранные Россвязью средства, осложняет ввод в эксплуатацию точек доступа в небольших населенных пунктах и плохо влияет на планирование этого всероссийского проекта, отмечает он.
«Ростелеком» заинтересован в четком и полном финансировании проекта устранения цифрового неравенства, говорит его представитель Валерий Костарев. По его словам, несмотря на недофинансирование, первоначальные планы строительства пока выдерживаются. В 2015 г. «Ростелеком» построил 1189 точек доступа в малых населенных пунктах в 65 регионах страны, для чего проложил 22 000 км волоконно-оптических линий, напоминает Костарев.
Вопрос о фонде универсального обслуживания не обсуждался с Минкомсвязи, говорит председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Леонид Левин. Решение этого вопроса – прерогатива правительства, считает он. При этом распределение средств универсального фонда должно быть максимально эффективным и прозрачным, добавил Левин.
Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего деятельность правительственной комиссии по связи, не ответил на вопросы «Ведомостей».