«Ростелеком» занял 1-е место в России по приросту базы абонентов платного ТВ
Потому что ранее нарастил базу интернет-пользователейВ I квартале 2016 г. количество подписчиков платного телевидения «Ростелекома» увеличилось на 177 000 до 8,77 млн, следует из отчета Telecom Daily. За тот же период вся абонентская база платного ТВ в России выросла лишь на 350 000 абонентов, т. е. на «Ростелеком» пришлось более половины прироста, подчеркивают авторы исследования. По абсолютному приросту «Ростелеком» впервые обошел, в частности, всех российских операторов спутникового ТВ, вместе взятых: они подключили за первые три месяца 2016 г. только 125 000 абонентов, посчитал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, в IV квартале 2015 г. только один «Триколор» прибавил примерно 200 000 абонентов – столько же, сколько «Ростелеком».
По оценке «ТМТ консалтинга», в I квартале 2016 г. рост абонентской базы «Ростелекома» был даже больше – 203 000 телезрителей. Оператор, безусловно, лидирует по этому показателю, согласна аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова. По ее оценкам, в январе – марте 2015 г. количество телеабонентов «Ростелекома» по сравнению с предыдущим кварталом выросло на 2,4%, тогда как база российских абонентов платного ТВ – всего на 1%. При этом количество пользователей интернет-телевидения (IPTV) «Ростелекома» за квартал увеличилось почти на 7%, утверждает Крылова.
Представитель «Ростелекома» сообщил лишь, что свою базу ТВ-абонентов за I квартал 2016 г. оператор назовет в мае. И Telecom Daily, и «ТМТ консалтинг» близки к истине, утверждает источник, близкий к компании.
Кусков связывает столь сильный по сравнению с рынком рост числа ТВ-абонентов «Ростелекома» с развитием его оптико-волоконных сетей GPON в регионах. Абоненты широкополосного доступа (ШПД) становятся пользователями ТВ в относительно небольших региональных городах, где качественного многоканального ТВ раньше не было в принципе, утверждает он. При этом приставку для приема IPTV можно взять в аренду, зачастую пользователи получают ее за 1 руб., а комплект приемного спутникового оборудования стоит почти 10 000 руб., добавляет Кусков. В интернет-магазине «Триколор ТВ» самый дешевый приемный комплект с ресивером и антенной-тарелкой можно купить за 8990 руб.
«Ростелеком» – единственный фиксированный оператор, продолживший в 2015 г. активное строительство сетей, рассуждает Крылова. В 2015 г. охват оптических сетей «Ростелекома» составил 31 млн домохозяйств (на 6 млн больше, чем годом ранее), говорит представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. В 2016 г. их должно стать уже 33 млн, отмечает он.
Средний ежемесячный доход (ARPU) с подписчика ШПД, подключившего интернет-ТВ, может быть до 60% выше, чем у обычного интернет-пользователя, рассказывает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Дополнительный доход складывается из платежей за базовый пакет телеканалов (150–300 руб. в месяц), платы за аренду телеприставок на дешевых тарифах (150–200 руб. в месяц), а также за доступ к отдельным тематическим телеканалам (до 300 руб. в месяц), рассказывает он. Преимущество интернет-ТВ в удобстве: абонент получает все услуги по одному проводу в квартире по единому счету, звонит по одному телефону техподдержки, перечисляет Мирзабеков. Первоначальное подключение к IPTV также доступнее, чем к спутниковому телевидению, – интернет-пользователю не надо покупать дорогое, по меркам многих пользователей в регионах, оборудование, согласен он.
У IPTV максимальный набор дополнительных сервисов среди всех технологий платного ТВ и невысокая стоимость входного билета – абонентское оборудование при заключении долгосрочного договора обойдется в символическую сумму, утверждает Костарев. Это способствует росту спроса на услугу.
Правда, доля IPTV в абонентской базе растет медленно: за год с конца марта 2015 г. по конец марта 2016 г. она увеличилась только на 1 п. п. – с 12 до 13%, свидетельствуют данные Telecom Daily.
В I квартале года традиционно спрос ниже, чем в другие периоды, говорит представитель «Триколор ТВ» Анастасия Соколовская. Потребительский спрос также снижается, отмечает она. Сейчас для оператора приоритет – работа с существующей абонентской базой, улучшение качества обслуживания и повышение лояльности абонентов, утверждает Соколовская.