Vimpelcom сообщил о риске на $1,4 млрд
Он может быть вынужден досрочно погасить такую сумму, если сокращение доли Telenor приведет к смене контроляСегодня, 15 апреля, истекает срок, когда норвежская Telenor может конвертировать принадлежащие ей 305 млн привилегированных акций Vimpelcom Ltd. в обыкновенные. Привилегированные акции этого телекоммуникационного холдинга не дают экономических прав – в частности, на них не начисляются дивиденды; зато они, как и обыкновенные, дают право голоса на собрании акционеров.
Telenor – единственный из акционеров Vimpelcom Ltd., у кого остались такие бумаги. Чтобы конвертировать их в обыкновенные, нужно было, по сути, приобрести допэмиссию обыкновенных акций по рыночной цене – вчера на 19.20 мск такой пакет стоил на бирже NASDAQ $1,26 млрд. Тогда норвежцы могли бы получать больше дивидендов, но правом конвертации они не воспользовались. Еще в октябре 2014 г. Telenor заявила, что не видит смысла инвестировать в увеличение экономической доли, а решила вовсе выйти из состава акционеров Vimpelcom Ltd.
Сегодня же принадлежащие норвежцам привилегированные акции будут погашены и доля Telenor в голосующих акциях сравняется с экономической – 33%, говорится в меморандуме Vimpelcom и его дочернего Global Telecom Holding (GTH), подготовленном к выпуску облигаций GTH.
То же самое должно было произойти и с пакетом крупнейшего акционера Vimpelcom Ltd. – компании LetterOne Technology Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева: ее доля в голосующих акциях (47,9%) тоже должна была бы сравняться с экономической (56,2%). В этом случае наступила бы так называемая смена контроля, предупреждает Vimpelcom инвесторов в меморандуме, а для части его кредиторов это основание потребовать досрочного погашения обязательств на $1,415 млрд. Аналогичные условия и у части финансовых договоров, по которым Vimpelcom Ltd. выступает гарантом, на общую сумму $1 млрд. Учтена ли эта сумма в обязательствах на $1,415 млрд, представитель Vimpelcom не сказал.
В поиске покупателя
Telenor объявляла о планах продажи пакета в Vimpelcom еще в октябре 2015 г., но кто может быть покупателем – не сообщала. После того как в феврале 2016 г. Vimpelcom признал, что, входя в Узбекистан в середине 2000-х гг., участвовал в коррупционных сделках, норвежцы обещали ускорить процесс поиска покупателей. Совладелец LetterOne Михаил Фридман заявил в четверг, что его компания долей норвежцев не интересуется.
Есть и еще одна сложность, которая возникла бы в случае, если бы LetterOne стала контролирующим акционером. В документах Vimpelcom Ltd. сказано: любой акционер или группа лиц, собравшие 50% или более его голосующих акций, обязаны в течение 30 дней сделать всем прочим акционерам предложение о выкупе их долей. По какой цене должен быть предложен выкуп, в документе не говорится. Рыночная стоимость акций Vimpelcom, не принадлежащих LetterOne, составляла в четверг $3,75 млрд.
Но эти риски не реализуются, заверяет представитель LetterOne Стюарт Брасет. Он напоминает, что еще 29 марта LetterOne Technology передала 7,08% принадлежавших ей акций Vimpelcom Ltd. в голландский штихтинг SAMTI – разновидность траста, у которого нет собственников, а есть только уставные цели и директора. За 146 млн акций Vimpelcom Ltd. LetterOne Technology получила от SAMTI столько же его собственных депозитарных расписок. Совет директоров штихтинга будет голосовать акциями Vimpelcom Ltd. самостоятельно, не консультируясь с владельцами его расписок, говорилось в договоре о передаче акций. LetterOne, как и Telenor, является крупным акционером Vimpelcom Ltd., подчеркивает Брасет, и хочет сохранить статус-кво: цель передачи акций в штихтинг – сделать так, чтобы и после аннулирования привилегированных акций у LetterOne сохранилось только 47,9% голосов в Vimpelcom Ltd. и 56,2% экономической доли.
В четверг на сайте Vimpelcom Ltd. было указано, что SAMTI владеет 7,1%, а LetterOne – 40,8% голосующих акций холдинга.
Хотя де-юре LetterOne после погашения бумаг Telenor не будет контролирующим акционером Vimpelcom Ltd., американский регулятор все же может заинтересоваться вопросом, не должна ли LetterOne выставить оферту миноритариям, допускает советник Herbert Smith Freehills Станислав Григорьев. Он не исключает, что LetterOne придется убеждать регулятора, что голландский траст с ней никак не связан. Хотя гарантировать это, по его мнению, невозможно: с директорами трастов могут заключаться неформальные договоренности, позволяющие так или иначе оказывать влияние на управление пакетом.
Представитель Комиссии по ценным бумагам и биржам США отказался отвечать на вопросы о конкретном эмитенте. Представители Telenor не ответили на вопросы «Ведомостей». Представитель Vimpelcom отказался от комментариев.