Рост числа сотовых абонентов в России ускорился вдвое в прошлом году
Почти половина прироста пришлась на «Мегафон»В 2015 г. абонентские базы российских сотовых операторов увеличились более чем на 11,6 млн подписчиков. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Из расчетов «ТМТ консалтинга» и данных сотовых компаний следует, что сильнее всего (на 5,1 млн активных sim-карт) выросла абонентская база «Мегафона». МТС, «Вымпелком» и «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) прибавили соответственно по 2,7 млн, 2,6 млн и 2,2 млн абонентов. Судя по всему, по чистому приросту абонентской базы 2015 год стал рекордным за последние пять лет, полагает Анкилов.
Правда, в 2013 г. прирост сотовых абонентов в России (по количеству активных sim-карт) был больше – 12,9 млн абонентов, следует из отчетности сотовых операторов, данных «ТМТ консалтинга» и AC&M-Consulting. Но в том году МТС как раз переходила с шестимесячного формата учета активных абонентов на трехмесячный. В результате скорректированная абонентская база оператора по итогам года (69,4 млн подписчиков) оказалась почти на 6 млн меньше, чем годом ранее, объясняет Анкилов. С учетом этого в 2013 г. число абонентов выросло только на 7 млн, утверждает он.
По данным Анкилова, в 2014 г. чистый прирост количества сотовых абонентов в России составил всего 3,5 млн. Тогда лидером по приросту была МТС (5,2 млн подписчиков), а «Мегафон» подключил 1,6 млн абонентов. Общий прирост был крайне невелик потому, что у «Т2 РТК холдинга», объединившего сотовые активы «Ростелекома» и Tele2, по итогам 2014 г. оказалось на 3,4 млн абонентов меньше, чем обслуживали обе компании вместе до объединения, объясняет Анкилов.
Дважды абоненты
251,8 млн сотовых абонентов было в России на конец 2015 г., по данным «ТМТ консалтинга». Это намного больше, чем все население России, составляющее 146,5 млн человек. МТС обслуживала 77,3 млн подписчиков, «Мегафон» – 74,8 млн, «Вымпелком» – 59,8 млн, Tele2 – 37,3 млн
2015 год оказался рекордным за последние пять лет не только по чистому приросту абонентских баз, но и по снижению темпов роста выручки операторов, говорит Анкилов. С тех пор как в 2011 г. доходы российского сотового рынка выросли на 8,5% до 810 млрд руб., темпы роста доходов только снижались: в 2015 г. выручка увеличилась всего на 0,5% до 959 млрд руб., замечает он. Наибольший вклад в замедление темпов роста внесла Tele2 – у компании много GSM-сетей, выручка от голосовой связи в которых падает, а количество абонентов в ее новых сетях 3G и LTE пока не может компенсировать это падение, рассуждает Анкилов. К тому же из-за выхода Tele2 в Москву другие операторы были вынуждены скорректировать свои тарифы, что привело к общему сокращению доходов, говорит он.
Причин у рекордного прошлогоднего прироста абонентских баз несколько: рост абонентской базы Tele2, связанный, в частности, с ее выходом в Москву в октябре 2015 г. (на конец 2015 г. ее абонентская база в столице составила 1,27 млн sim-карт), а также сокращение оттока абонентов «Вымпелкома». Кроме того, на ускорение прироста могло повлиять возобновление продаж контрактов «Мегафона» и «Вымпелкома» в «Связном» весной 2015 г., не исключает он.
Возвращение в «Связной» позволило как «Мегафону», так и «Вымпелкому» увеличить прирост абонентов, согласен сотрудник компании – партнера нескольких операторов. То, что основной рост пришелся на «Мегафон», он объясняет тем, что в России становится все больше смартфонов с двумя sim-картами – а для мобильного интернета многие покупают именно контракты «Мегафона», так как компания удачно выстроила имидж самого качественного провайдера передачи мобильных данных.
«Мегафону» удалось увеличить абонентскую базу за счет успешно проведенных маркетинговых кампаний, привлекательных тарифных планов и запуска новых сервисов, уверена представитель оператора Юлия Дорохина. У компании больше всех базовых станций в России – более 140 000, это дало возможность обеспечить самое высокое качество связи, считает она, ссылаясь на данные Роскомнадзора. Существенное влияние оказало и сотрудничество со «Связным», как и рост количества корпоративных абонентов, признает она.
Абонентская база Tele2 росла благодаря массовому запуску сетей 3G и LTE, говорит ее представитель Константин Прокшин. Рост выручки от передачи данных пока не успел компенсировать общерыночное падение голосовой выручки – большая часть сетей 3G и LTE была запущена во втором полугодии 2016 г., отмечает он.
«Вымпелком» увеличивает число абонентов и снижает их отток благодаря развитию сетей LTE (четвертое поколение связи) и эффективному маркетингу, утверждает его представитель Анна Айбашева. Общие доходы «Вымпелкома» в прошлом году сократились на 3%, доходы от мобильной связи – менее чем на 0,5%. На выручку оператора повлияло замедление макроэкономического роста и ослабление рубля, говорит Айбашева.
Население России стабильно, вклад MNP в новые подключения мизерный, а приток мигрантов в Россию в 2015 г. невысок, поэтому на уровень продаж новых sim-карт может повлиять только рост сегмента M2M (machine-to-machine, использование sim-карт в автоматизированных устройствах) и стимулирование дилеров, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. При этом в 2015 г. стимулирование дилеров было более значимым фактором, предполагает он. Абоненты, привлеченные по дилерским акциям, не приносят операторам денег, не лояльны и более склонны к оттоку, предупреждает Солодовников. МТС не гонится за количеством подключений – так, ее доля в новых подключениях в IV квартале 2014 г. составила всего 10%, но оператор сохраняет лидерство по абонентской базе за счет минимального оттока, говорит Солодовников. Рост выручки не зависит от уровня продаж новых контрактов – по итогам 2015 г. база «Мегафона» выросла сильнее, чем у всех конкурентов, но его доходы от мобильного бизнеса показали отрицательную динамику. А МТС, напротив, увеличила мобильную выручку на 2%, добавляет он.