Минкомсвязи согласилось бы с нулевым НДС для СМИ

Но представители медиаотрасли сомневаются, что эта идея выстоит в кризис
Льготная ставка НДС в 10% с 2002 г. применяется для российской печатной периодики (кроме рекламных и эротических изданий)
Льготная ставка НДС в 10% с 2002 г. применяется для российской печатной периодики (кроме рекламных и эротических изданий) / А. Гордеев / Ведомости

Минкомсвязи готово поддержать обнуление НДС для средств массовой информации, сказал заместитель министра Алексей Волин, выступая во вторник на медиафоруме Общероссийского народного фронта. «У нас есть пример наших коллег в кино, – привел пример чиновник (цитата по «Интерфаксу»). – Мы <...> закрыли иностранное владение СМИ, давайте для отечественных средств массовой информации тоже просить нулевой НДС». Предложения на этот счет должны сформулировать сами участники рынка, а министерство их поддержит, пояснил Волин.

Льготная ставка НДС в 10% с 2002 г. применяется для российской печатной периодики (кроме рекламных и эротических изданий). Для всех других СМИ – стандартная ставка в 18%, ею облагаются и доходы от продажи рекламы.

Главные редактора федеральных СМИ еще в феврале 2015 г. просили президента России Владимира Путина поддержать отрасль в период кризиса – вернуть СМИ право рекламировать алкоголь и табак. Президент наложил на их обращение резолюцию: «Прошу рассмотреть и поддержать», – но поддержки никто так и не увидел, жаловались издатели. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минздрав дали отрицательные заключения на идею вернуть в СМИ рекламу алкоголя и табака, взамен ФАС выступила в январе 2016 г. с другим предложением – увеличить предельную долю рекламных материалов в печатных СМИ с 40 до 45%.

Три года падения

29% на столько сократился рынок рекламы в российских печатных СМИ в 2015 г., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России. Рекламные доходы печатных СМИ в России падают с 2013 г.

Опрошенные «Ведомостями» издатели напомнили, что нулевая ставка НДС для периодической печати действует, например, во Франции и Польше. Во многих других странах ставка намного ниже, чем в России. В условиях падения рекламной выручки, роста затрат на производство и стоимости бумаги снижение налоговой нагрузки помогло бы СМИ, согласна гендиректор издательского дома «Коммерсантъ» Мария Комарова.

Предложение обнулить НДС хорошее, но практически нереализуемое, считает гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин: «Зная настроения правительства, я практически уверен, что эта инициатива не пройдет. За последние два года никаких предложений, облегчающих участь СМИ, в России не проходило». Увеличение допустимого количества рекламных полос, по его словам, тоже запоздалая мера: сейчас непросто заполнить рекламой и 40% издания.

Представители медиаотрасли предлагали обнулить ставку НДС для СМИ более шести лет назад, напоминает главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. «Но даже в лучшие экономические времена нас не поддержали ни профильные министерства, ни депутаты. Я практически уверен, что сейчас, в кризис, такое предложение тем более не поддержат, хотя обнуление ставки НДС помогло бы издателям в этот сложный период», – говорит он.

В Минэкономразвития такие предложения пока не поступали, сказал его представитель. Запрос в Минфин остался без ответа.