Мировые продажи Yota Phone составили 96 000 устройств
В 2015 году Yota Devices получила $30,7 млн убыткаЗа первые девять месяцев 2015 г. Yota Devices получила $30,7 млн убытка, ее выручка составила $15,8 млн. Об этом говорится в отчетности гонконгской компании Rex Global — потенциального покупателя Yota Devices. Rex Global — публичная компания, ее акции торгуются на Гонконгской бирже. Кроме финансовых показателей Yota Devices в своей отчетности она раскрыла структуру и условия будущей сделки.
В октябре 2015 г. стало известно, что гонконгский холдинг Rex Global Entertainment собирается купить 64,9% акций Yota Devices за $100 млн у Telconet Capital Limited Partnership Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна. Однако сейчас условия изменились: Rex Global ведет речь о покупке в два с лишним раза меньшего пакета – 30% акций Yota Devices за $46,2 млн – плюс готова взять на себя часть долгов Yota Devices перед Telconet: $7 млн по кредиту кипрской Yota Devices (впоследствии сумма может еще вырасти – до $15 млн) и $27 млн, которые занимала другая «дочка», зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Дело в том, что листинговый комитет Гонконгской биржи заподозрил, что сделка с Telconet может представлять собой так называемое обратное поглощение, когда объект покупки стоит больше, чем сам покупатель, говорилось в отчетности.
Rex Global раскрыла показатели Yota Devices начиная с 2012 г., когда та заработала $2,2 млн. В следующем году компания почти вдвое увеличила свою выручку - до $5,7 млн. А в 2014 г. Yota Devices смогла заработать $29,7 млн. Большая часть этих денег пришлась на последний квартал года - первые девять месяцев 2014 г. принесли Yota Devices $14,3 млн, говорится в отчетности Rex Global.
Но убытки компания в первые три года своей работы получала быстрее: в 2012 г. чистый убыток составил $4,2 млн, в следующем году он возрос до $20 млн. 2014 г. компания завершила с убытком в $46,1 млн, из которых также значительная часть пришлась на IV квартал года. Первые девять месяцев 2014 г. принесли ей $28,3 млн убытка.
С момента запуска первого YotaPhone и к концу 2015 г. компания продала более 75 000 смартфонов: около 20 000 YotaPhone первого поколения и примерно 55 000 YotaPhone 2, говорит гендиректор Marsfield (управляющая компания Telconet) Екатерина Лапшина. Кроме того, китайский партнер Yota Devices - Jiliean — выпустил в 2015 г. 21 000 телефонов и Yota Devices получила комиссию от их продажи, добавляет она. Продажи YotaPhone 2 ускорились в конце 2015 г., когда компания снизила цены на них до 21 990 руб. В итоге в IV квартале 2015 г. было продано более 12 000 смартфонов, говорит Лапшина.
Отчиталась Rex Global и о географии продаж Yota Devices. В первые два года у компании шли продажи только в России, а в 2014 г. на Россию пришлось $19,6 млн, $6 млн принесли азиатские покупатели, $4 млн компания получила от продаж в остальных странах мира. За первые девять месяцев 2015 г. компания заработала $8 млн в России, $3,3 млн в Азии и $4,5 млн в других странах.
Структура спроса на продукты Yota Devices также менялась со временем, следует из отчета Rex Global. Помимо смартфона YotaPhone компания выпускает программное обеспечение, модемы и роутеры. Первые два года работы Yota Devices в основном зарабатывала на программном обеспечении, продав в 2013 г. смартфонов YotaPhone на $2,1 млн. В 2012 г. их продаж не было вовсе, говорится в отчетности. В 2014 г. на YotaPhone компания заработала $15,5 млн, что несколько больше дохода от продаж модемов и роутеров на сумму $13,2 млн. В первые девять месяцев 2015 г. продажи этих устройств упали до $1,3 млн, и основную выручку компания получила от продаж Yota Phone - $13,6 млн.
Лапшина объясняет убыток компании спецификой бизнеса Yota Devices: компания и акционеры инвестировали существенные средства в разработки и технологии, а также в инфраструктуру. Поэтому за счет создаваемой технологической и инфраструктурной базы Лапшина ждет снижения себестоимости смартфона. Модель Yota Phone 3, чей запуск намечен на конец 2016 г., должна иметь положительную операционную рентабельность, говорит Лапшина.
Во-вторых, из-за девальвации рубля снизилась покупательная способность россиян и спрос переместился на дешевые сегменты смартфонов. Это повлияло на результаты компании 2014-2015 гг., поскольку для Yota Devices Россия является основным рынком, говорит Лапшина.