Российские операторы начинают совместно бороться с телефонными пиратами

Каждый год они крадут у отечественных телекомкомпаний больше $100 млн
Операторы «большой четверки» решили начать охоту на телефонных пиратов
Операторы «большой четверки» решили начать охоту на телефонных пиратов / А. Петросян / PhotoXPress

МТТ наряду с «Ростелекомом» и операторами «большой четверки» – МТС, «Вымпелкомом», «Мегафоном» и «Т2 РТК холдингом» (Tele2) – вырабатывает совместные меры по борьбе с нелегальной международной телефонной связью (фрод). Об этом «Ведомостям» рассказал заместитель гендиректора, руководитель бизнес-единицы Core МТТ Андрей Ажигиров. В частности, уже удалось договориться о том, что сотовые операторы будут пропускать на свои сети из сетей операторов местной связи звонки только с номеров, выданных этим компаниям Федеральным агентством связи (подмена номера оператором принадлежащего ему номера на чужой – один из признаков фрода), утверждает Ажигиров. Операторы действительно начали координировать усилия по борьбе с фродом, подтвердили представители «Мегафона», «Ростелекома», МТС и «Вымпелкома».

Согласно утвержденным государством правилам присоединения сетей электросвязи звонок из-за границы должен сначала пройти через сеть одного из российских операторов международной связи (например, «Ростелекома», МТТ или «Транстелекома»), затем через фиксированную зоновую сеть (или региональную сеть сотового оператора), а затем завершиться на местной телефонной сети. Зарубежные операторы при этом платят российским примерно $0,14 за минуту разговора, рассказывает Ажигиров.

Есть несколько схем фрода, но все они сводятся к тому, что звонок из-за границы идет не по цепочке телефонных сетей, а через интернет-канал приходит на коммутатор местной связи или специальное устройство (шлюз для трансформации интернет-звонка в обычный звонок по сотовой сети) и маскируется под местный звонок, объясняет Ажигиров. Таким образом, к примеру, мобильный оператор, чей абонент принимает вызов, получает не $0,14 за минуту переговоров, а 0,95 руб. (чуть более $0,01 по курсу ЦБ на прошлую пятницу): таков сейчас тариф на интерконнект при звонках с фиксированных на сотовые, напоминает он.

Подмена номера происходит, поскольку при нелегальной схеме звонок проходит либо через фиксированный коммутатор оператора-посредника, либо шлюз, «заряженный» sim-картами сотовых операторов с обычными номерами, – при этом переходе его номер подменяется, чтобы звонок тарифицировался не как международный, а как местный, объясняет представитель МТС Дмитрий Солодовников. Из-за стыков между интернетом и телефонными сетями теряется качество связи, при этом вызываемый абонент не видит, кто ему звонит, и не может перезвонить собеседнику, утверждает он.

Министерство включилось в борьбу

Минкомсвязи ведет работу над изменениями в правила присоединения и взаимодействия, которые ограничат практику подмены номеров, рассказывает его представитель Дмитрий Захаров. Эти изменения обяжут всех операторов в неизменном виде передавать достоверную информацию о номере звонящего абонента, отмечает он. Прямого запрета на работу Skype или аналогичных ему сервисов документ не предусматривает, подчеркивает Захаров.

По оценке МТТ, по нелегальным схемам в Россию поступает около 40% международного телефонного трафика (около 80 млн минут в месяц). Очень приблизительно оборот так называемых бирж трафика, которые через посредников продают зарубежным операторам дешевые звонки в Россию, составляет около $4 млн в месяц, т. е. примерно $48 млн в год, предполагает Ажигиров.

Операторы и раньше пытались бороться с фродом, но из-за кризиса и девальвации рубля разница в цене легальных и нелегальных звонков увеличилась в разы, что сделало фрод привлекательнее, говорит Ажигиров. При этом количество звонков из-за рубежа в Россию сократилось вследствие уменьшения деловой активности, но количество структур, желающих зарабатывать на теневом рынке трафика, не снизилось, констатирует он.

МТТ оценивает ущерб, который наносит российским операторам международный фрод, примерно в $9,6 млн в месяц, т. е. более чем в $115 млн в год.

Крупные операторы, такие как МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2, теряют в год до 90 млрд руб. из-за звонков с подменой номера, приводила в 2014 г. газета РБК слова эксперта компании «Инфосистемы джет» Василия Сердацкова.

В 2014 г. депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Вадим Деньгин, Леонид Левин, Андрей Свинцов и Владимир Крупенников внесли на рассмотрение проект поправок в закон «О связи», предписывающий при вызовах на российские номера передавать в неизменном виде номер звонящего абонента. Участники рынка истолковали этот проект как косвенный запрет на звонки в Россию со Skype и других сервисов IP-телефонии, после чего рассмотрение документа было отложено – «чтобы снять напряженность», как сказал тогда Нилов.

В правила присоединения и взаимодействия действительно целесообразно включить положение об обязанности передавать в неизменном виде информацию о номере абонента, считает представитель «Ростелекома» Андрей Поляков.

С 2013 г. в «Ростелекоме» действует процедура по выявлению и предотвращению нелегитимного трафика: сейчас 85% договоров, заключенных с присоединенными операторами, содержат «антифродовые условия», рассказывает он. Есть в компании и черный список структур, причастных к передаче нелегитимного трафика, добавляет Поляков.

«Вымпелком» за то, чтобы у операторов была возможность самостоятельно блокировать мошеннический трафик, говорит его представитель Наталья Ташкеева.