«Яндекс» стал одним из крупнейших рекламодателей России
В 2015 году расходы компании на продвижение достигли 2,7 млрд рублейВ 2015 г. «Яндекс» потратил на рекламу и маркетинг собственных сервисов рекордную для себя сумму – 2,7 млрд руб., следует из годового отчета компании. Это на 57% больше, чем в 2014 г., когда затраты в этом сегменте составили 1,7 млрд руб.
Впрочем, в последние годы «Яндекс» всякий раз характеризовал размер своих расходов на рекламу как рекордный. Расходы на продвижение растут из-за необходимости поддерживать собственный бренд компании и отвечать на давление со стороны конкурентов, говорится в отчете. Своими основными конкурентами «Яндекс» называет американскую Google и российскую Mail.ru Group.
Значительная часть рекламных и маркетинговых денег была потрачена в Турции, где «Яндекс» работает с 2011 г. Средства, размер которых не раскрывается, пошли на увеличение узнаваемости бренда «Яндекса» в этой стране и увеличение доли рынка, говорится в отчете.
В частности, в прошлом году «Яндекс» заключил спонсорский контракт с турецким футбольным клубом «Фенербахче» (Fenerbahce), согласно которому футболисты должны рекламировать среди своих фанатов браузер «Яндекса» и его поисковое приложение на мобильных устройствах. Основатель «Яндекса» Аркадий Волож рассказывал ранее, что этот контракт помог «Яндексу» увеличить долю поиска в Турции с 5 до 7%. Президент ProSport Management Герман Ткаченко оценивал сумму контракта в $10-15 млн.
Также «Яндекс» в 2015 г. договорился с Microsoft и стал основным поисковиком на всех устройствах, работающих под управлением операционной системы Windows 10: он должен быть интегрирован в браузеры Microsoft Edge и Internet Explorer. Соглашение распространяется на Россию, СНГ и Турцию. Кроме того, весной 2015 г. «Яндекс» договорился с Mozilla Foundation и стал поисковиком по умолчанию в Турции в браузере Firefox. Сумма этого контракта не раскрывалась.
Опасения «Яндекса»
«Яндекс» не уверен в том, что ему удастся успешно монетизировать свои сервисы на мобильных устройствах, следует из раздела рисков годового отчета компании. Пользователи все чаще выходят в сеть с мобильных устройств, а не с настольных ПК и ноутбуков. У этих устройств другие характеристики – например, размер экрана и операционная система. Продукты, в том числе рекламные, созданные для смартфонов и планшетов, могут быть менее привлекательными для пользователей, рекламодателей и производителей устройств, чем продукты конкурентов, предупреждает компания. Кроме того, пользователи все чаще получают доступ к мобильному контенту напрямую через приложения или закрытые платформы социальных сетей, что может негативно повлиять на долю поиска «Яндекса», говорится в отчете.
Кроме того, «Яндекс» тратил средства на рекламу «Яндекс.Браузера» и сервиса «Яндекс.Маркет», говорится в отчете. «Яндекс» планирует и дальше тратить существенные деньги на рекламу и маркетинг: в 2016 г. расходы в этом сегменте вырастут пропорционально выручке: «Яндекс» будет больше тратить на рекламу «Яндекс.Браузера», мобильного поиска, «Яндекс.Маркета», «Яндекс.Такси» и сервиса Auto.ru. Это может негативно сказаться на операционной рентабельности, если не приведет к ожидаемому росту выручки, предупреждает компания.
«Яндекс» в 2014 г. не входил в топ-30 крупнейших рекламодателей в России (по версии Adindex), но по итогам 2015 г., очевидно, войдет в него (рейтинг за прошлый год еще не опубликован). В 2014 г. самый крупный рекламодатель – Procter & Gamble – потратил на рекламу в России в 2014 г. 6,7 млрд руб., а самый последний участник этого рейтинга – Berlin-Chemie Menarini – 2,3 млрд руб. В 2014 г. в рейтинге доминируют компании потребительского сектора, сотовые операторы и производители автомобилей.
«Яндексу» приходится активнее рекламировать свои сервисы из-за жесткой конкуренции с Google, который наращивает долю поиска в России благодаря продвижению на устройствах, работающих под управлением операционной системы Google Android. Ранее «Яндекс» жаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на неконкурентные действия Google на Android. ФАС, а позже и суд поддержали «Яндекс», признав, что Google запрещал производителям смартфонов Android предустанавливать сервисы конкурентов, в том числе «Яндекса».