В IV квартале МТС расширила сеть своих салонов на 9%
В 2015 году МТС потратила более полумиллиарда рублей на развитие розничной сетиЧисло магазинов МТС за 2015 г. выросло на 921 до 5166 салонов, следует из материалов компании. Более половины годового прироста (471 из 921 салона) пришлось на октябрь – декабрь 2015 г.
Количество собственных точек продаж выросло на 566 салонов до 3485. Открытие одного салона обходится оператору в 1–1,5 млн руб., говорит источник, близкий к рознице МТС, и подтверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников. Таким образом, за год МТС потратила на открытие новых магазинов от 0,56 млрд до 0,85 млрд руб.
Весной 2015 г. из-под влияния МТС ушла розничная сеть «Связной» – у нее сменился владелец. В результате уже в двух крупнейших мультибрендовых сетях перестали продаваться контракты МТС (из «Евросети», по 50% которой принадлежат «Вымпелкому» и «Мегафону», оператор ушел еще раньше). МТС пришлось увеличивать сеть салонов и активно привлекать в нее клиентов. В апреле 2015 г. МТС объявила, что будет продавать смартфоны почти по себестоимости. Это сказывается на ее финансовых показателях. В III квартале 2015 г. рентабельность МТС по OIBDA снизилась на 4 п. п., причем из них 2,2 п. п. пришлось на продажи устройств.
Розничная стратегия МТС приносит результаты, уверяет Солодовников, добавляя, что абоненты, которые приходят к оператору через этот канал, более лояльны и больше пользуются услугами, в том числе финансовыми.
В IV квартале (компания отчитывается за него в понедельник, 21 марта) влияние розничной стратегии МТС на рентабельность группы будет не меньше, прогнозирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. При этом деньги, потраченные МТС на открытие магазинов, являются частью капитальных затрат и на рентабельности не отражаются, отмечает он. По его словам, показатели рентабельности МТС размывает не само открытие салонов, а рост оборота розницы, который у МТС низкомаржинален.
Инвестиции МТС в открытие салонов, по мнению аналитика Газпромбанка Сергей Васина, абсолютно оправданны. Это не такая большая сумма по сравнению со всеми капитальными затратами МТС, считает он. В 2015 г., по прогнозам МТС, ее капитальные затраты должны были составить 92 млрд руб. А после расставания со «Связным» у оператора есть острая потребность в развитии собственных каналов дистрибуции, говорит Васин. Для МТС розница скорее маркетинговый проект, чем полноценный бизнес, считает он, ведь МТС торгует устройствами с низкой маржинальностью, чтобы повысить лояльность абонентов и увеличить интернет-трафик.
Увеличение количества розничных точек Солодовников называет «ответом на агрессивные действия конкурентов по наращиванию рыночной доли за счет контролируемых розничных сетей». Розничные сети сами выбирают, с кем из операторов им интереснее работать, замечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Представитель «Мегафона» не стала это комментировать.
Сеть МТС – крупнейшая среди сотовых ритейлеров в России. У «Евросети» более 4000 салонов и их количество уже несколько лет практически не меняется, говорит представитель сети Ульяна Смольская. Ритейлер ориентируется на эффективность магазинов: все салоны должны быть рентабельны, выгодные локации не бесконечны, поэтому «Евросеть» выбрала для себя оптимальное количество магазинов. По словам Смольской, средняя площадь одного салона «Евросети» составляет 40–45 кв. м, а стоимость открытия торговой точки не превышает 1 млн руб.
У «Связного» на конец 2015 г. было 2820 магазинов в 919 городах России, говорит представитель ритейлера Мария Заикина. Сеть даже становится меньше – в конце сентября 2015 г. в ней было 2900 салонов. Необходимости увеличивать их число нет, поскольку 25% продаж приходится на онлайн-каналы, объясняет Заикина. «Связному» открытие точки обходится в среднем в 1–1,1 млн руб. в зависимости от местоположения, в целом же на рынке сотового ритейла стоимость открытия магазина площадью 50 кв. м и более составляет 1,2–1,5 млн руб., подтверждает Заикина.
Айбашева говорит, что по итогам 2015 г. собственная сеть «Вымпелкома» насчитывала более 1450, а с учетом франшизы – более 3500 офисов. Оператор не гонится за количеством и прежде всего считает важным их качество, объясняет она. С учетом «Связного» и «Евросети» на конец 2015 г. контракты оператора продавались примерно в 46 000 точек, говорит Айбашева.
На конец 2015 г. у «Мегафона» было около 2100 собственных салонов, на 100 больше, чем годом ранее, сказала представитель оператора Юлия Дорохина. Вместе с франчайзинговыми салонами и «Евросетью» контролируемые розничные каналы «Мегафона» достигают 7000 точек, говорит она.