ТНТ стал вторым по выручке телеканалом в России и теперь уступает лишь «Первому»

Год назад этот телеканал был лишь пятым
Канал ТНТ полностью сконцентрировался на контенте для молодых зрителей
Канал ТНТ полностью сконцентрировался на контенте для молодых зрителей / Артем Геодакян / ТАСС

В 2014 г. пятерка крупнейших по выручке телеканалов выглядела так: «Первый» – 30,1 млрд руб., «Россия 1» – больше 20 млрд руб., НТВ – 20,3 млрд руб., СТС – 19,1 млрд руб. и ТНТ – 16,9 млрд руб. Все телеканалы, кроме «России 1», публикуют отчетность. Размер выручки «России 1» «Ведомостям» сообщил сотрудник ВГТРК. Этот госхолдинг публикует только сводные данные, не раскрывая результатов отдельных каналов.

Результатов за прошлый год ни одна из телекомпаний пока не опубликовала. Но их сотрудники раскрыли «Ведомостям», как изменилась выручка компаний. Из этих рассказов следует, что ТНТ в 2015 г. стал вторым по выручке, уступая лишь «Первому».

Прошлый год был сложным для всех телеканалов. Их рекламные доходы (приносят более 90% выручки крупнейшим телекомпаниям) в 2015 г., по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), уменьшились на 14% до 136,7 млрд руб.

Но выручка ТНТ вновь начала расти уже во второй половине прошлого года, рассказывал «Ведомостям» представитель «Газпром-медиа» (владеет ТНТ и НТВ). Это не компенсировало полностью падение в начале года. Но в итоге доходы ТНТ уменьшились минимально, на единицы процентов, говорит сотрудник холдинга. Выручка НТВ при этом уменьшилась более чем на 20%, добавляет он. Другой собеседник «Ведомостей» в «Газпром-медиа» уточнил, что выручка ТНТ в 2015 г. уменьшилась на 2%, а третий собеседник сообщил, что доходы НТВ упали на 23%. Получается, выручка ТНТ в прошлом году могла составить 16,5 млрд руб., НТВ – 15,6 млрд руб.

Выручка CTC за первые девять месяцев прошлого года снизилась на 29%, следует из отчетности CTC Media. Источник в холдинге сообщил «Ведомостям», что за год доходы CTC снизились на 24% до 14,5 млрд руб. Правда, холдинги по-разному учитывают финансовые результаты каналов, указывает он. К примеру, доходы от интернет-дистрибуции контента и продажи его прав CTC Media относит к доходам холдинга, а не конкретных каналов, а «Газпром-медиа» – наоборот. Это влияет на динамику выручки, указывает собеседник «Ведомостей».

Наконец, ТНТ в 2015 г. обошел по рекламным доходам и канал «Россия 1», уверяют сотрудник «Газпром-медиа» и сотрудник крупной медиакомпании, знакомый с результатами крупнейших российских каналов.

Сотрудник ВГТРК говорит, что в прошлом году доходы «России 1» снижались примерно такими же темпами, как и рынок ТВ-рекламы в целом. Но при этом оценку АКАР в среднем по рынку в 14% он назвал слишком оптимистичной, отказавшись раскрыть точные цифры.

«Первый канал» сохранил лидерство. В прошлом году его рекламные доходы (это больше 90% выручки) снизились на 16%, рассказал «Ведомостям» сотрудник телекомпании. Получается, только от рекламы «Первый» получил почти 23 млрд руб., что заведомо больше, чем у любого из конкурентов.

Канал ТНТ был запущен в 1997 г. В 2002 г. его гендиректором стал Роман Петренко. С тех пор канал полностью сконцентрировался на контенте для молодых зрителей и постепенно догнал по аудитории крупнейшие каналы. Сейчас каналом руководит Игорь Мишин. Вплоть до 2015 г. ТНТ оставался единственным каналом среди пяти крупнейших, рейтинги которых стабильно росли, а в прошлом году среди всего топ-5 по выручке сохранил аудиторию практически на уровне 2014 г. (см. таблицу). Выручка НТВ и СТС, к примеру, уменьшалась не только из-за кризиса на рынке, но и из-за сокращения аудитории, указывают собеседники «Ведомостей». «Первый» и ТНТ сейчас самые востребованные у рекламодателей каналы, говорит руководитель крупной рекламной группы. «ТНТ – самый коммерчески успешный канал для молодых зрителей, просто чемпион, он занимается только этой, самой востребованной у рекламодателей аудиторией, – считает продюсер Александр Роднянский (в 2002–2009 гг. руководил CTC Media). – Канал верен этой аудитории, у него очень стабильный бренд и команда, с другой стороны, ТНТ постоянно экспериментирует, что нравится спонсорам. Так что такие результаты вовсе не удивительны».

Представители «Первого канала», «Газпром-медиа», ВГТРК, CTC Media, селлера Vi (продает рекламу на «Первом», «России 1» и консультирует СТС) от комментариев отказались.

Канал ТНТ полностью сконцентрировался на контенте для молодых зрителей