Тарифы на мобильный интернет в России – одни из самых низких в мире
Операторы ссылаются на высокую конкуренциюРоссия в тройке стран с самыми низкими тарифами на мобильный интернет-доступ, вторая после Ирана, гласит отчет аналитической компании Content Review. Аналитики сравнивали стоимость 1 Гб в странах, входящих в топ-50 по ВВП, пересчитав все тарифы в рубли по курсу ЦБ на 22 февраля 2016 г. Оказалось, что в России 1 Гб стоит 117 руб. – в 9 раз меньше, чем в Британии, Японии и Бельгии, и в 6 раз меньше, чем в Германии и Южной Корее. Уступила Россия только Ирану: тамошний оператор Hamrah-e-Avval взимает за 1 Гб сумму, эквивалентную 13 руб. Во второй половине 2015 г. в Иране заработали сети 3G, что спровоцировало падение тарифов на 12%, говорится в отчете.
Для расчета средней стоимости мобильного доступа аналитики воспользовались ценами тарифных опций, позволяющих пользователям приобретать пакеты трафика, равные или приближенные к 3 Гб. Примерно столько – от 2,5 до 3,5 Гб в месяц – скачивает из интернета с одного мобильного устройства средний абонент, объясняет руководитель Content Review Сергей Половников, ссылаясь на данные операторов разных стран.
Каждую страну в отчете Content Review представляет только один тариф одного оператора, который лидирует в своей стране по доходам от передачи данных или по числу абонентов. Россию представляет «Мегафон»: в III квартале 2015 г. именно он лидировал по доходам от мобильного интернета, объясняет Половников. Цену 1 Гб аналитики рассчитывали на базе тарифной опции «Интернет S», предлагающей 3 Гб за 350 руб. в месяц.
Впервые стоимость мобильного интернета в разных странах Content Review проанализировала в сентябре 2015 г. – и Россия заняла в рейтинге 3-е место (хотя 1 Гб стоил все те же 117 руб.). В тот раз аналитики переводили цены в рубли по курсу ЦБ на 28 августа 2015 г., с тех пор доллар вырос к рублю на 14% (с 67,4 до 77,1 руб./$). Девальвация рубля – одна из причин дешевизны мобильного интернет-доступа в России, признает Половников, но гораздо больше на место страны в рейтинге влияет изменение тарифа в локальной валюте.
Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» объясняют низкие цены на мобильный интернет в России жесткой конкуренцией на рынке. Константин Прокшин из «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) называет низкие цены своей компании «результатом внутренней эффективности и каждодневного контроля издержек». В России дешевы все услуги сотовой связи – и разговоры, и дополнительные сервисы, напоминает он. Представитель МТС Дмитрий Солодовников считает странным, что за образец брались тарифы одного «Мегафона»: МТС снижает среднюю стоимость 1 Мб в пакетных тарифах «из года в год».
Россия относится к регионам, где стоимость мобильного интернета минимальна, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, исторически российские операторы предпочитали маркетинговые акции, связанные именно с ценой. Из-за этого серьезное повышение цен на мобильную связь, в том числе и на интернет-доступ, сейчас невозможно, говорит Кусков, если операторы сделают это одновременно, антимонопольная служба сочтет это ценовым сговором, а если кто-то снизит цены в одиночку, то растеряет абонентов. Операторы стараются повышать средний счет не напрямую, а продвигая пакетные тарифные планы и точечно меняя цены, говорит Кусков.