Беспилотники становятся популярными развлекательными устройствами

В России, как и во всем мире, их продажи ежегодно растут в разы
Беспилотные летательные аппараты становятся все более массовым устройством
Беспилотные летательные аппараты становятся все более массовым устройством / Dean Hutton / Bloomberg

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА, или дроны) выходят за рамки продвинутых игрушек или «летающих штативов» для фото- и видеосъемки. Пользовательские дроны переходят в разряд обычных бытовых приборов: многочисленные ролики на YouTube демонстрируют, как дрон можно использовать в качестве летающей «радионяни», ассистента преподавателя на экзамене (летающий по аудитории беспилотник следит за студентами), механизированного приспособления для выгула собак и т. п. Коммерческие же дроны становятся профессиональными инструментами широкого профиля.

Amazon тестирует дроны для доставки товаров из ее интернет-магазина непосредственно покупателям. Facebook объявил в прошлом году, что тестирует дрон Aquila, предназначенный для подключения пользователей к интернету там, где еще нет мобильного доступа. Беспилотный самолет по сути представляет собой летающую базовую станцию, покрывающую с большой высоты сигналом огромную территорию. Европейское агентство морской безопасности (EMSA) и Европейское космическое агентство (ESA) недавно предложили контролировать с помощью дронов уровень вредных выбросов кораблей на самых загруженных европейских маршрутах – в проливе Ла-Манш, Северном море, Балтийском море и Ботническом заливе.

Использовать дроны в бизнесе пытаются и в России. Например, «дочка» «Роснефти» «РН-Юганскнефтегаз» – для контроля трубопроводов и других инфраструктурных объектов, следует из сообщения компании. Дроны уже используются на других предприятиях «Роснефти», подчеркивается в сообщении.

Летом 2015 г. «РТИ аэрокосмические системы» («внучка» АФК «Система», входящая в холдинг РТИ) представила опытные модели собственных беспилотных летательных аппаратов, оснащенных бортовым оборудованием для исследования поверхности Земли. Производство средних и тяжелых беспилотных летательных аппаратов, а также профессиональных квадрокоптеров в скором времени рассчитывает наладить другое предприятие, подконтрольное РТИ, – Дубнинский машиностроительный завод, рассказывал ранее «Ведомостям» представитель РТИ Константин Полторанин. По его словам, беспилотники РТИ будут выполнять задачу не только наблюдения, но и анализа информации.

Дроны на взлете

В 2014 г. во всем мире было продано 4,9 млн БПЛА, а к 2025 г. их продажи могут вырасти до 90 млн, следует из отчета ABI Research. В ближайшие несколько лет этот рынок будет расти в среднем на 30,4% в год, прогнозируют его авторы.

По данным партнера Kleiner Perkins Caufield & Byers Мэри Микер, в 2014 г. продажа дронов во всем мире принесла $750 млн выручки против $250 млн в 2013 г. В 2015 г. она прогнозирует рост доходов до $1,7 млрд. 30% доходов на этом рынке в 2014 г. получили, по подсчетам ABI Research, продавцы летающих игрушек, но уже к 2017 г. выручка от их продаж превысит доходы производителей полупрофессиональных устройств, а к 2025 г. на развлекательные дроны будет приходиться 2/3 продаж БПЛА.

Президент Ассоциации малых беспилотников (АМБ) Олег Понфиленок считает, что в 2014 г. в России рынок дронов составил 1,3 млрд руб. По его мнению, сейчас большая часть продаж дронов в России приходится на зарубежные модели и бренды. Примерно на 30 000 проданных в России иностранных дронов пришлось около 1000 российских, отмечает он. Но зато в деньгах российские дроны могут занимать до 50%, считает Понфиленок. В России выпускаются профессиональные, дорогие дроны, востребованные, например, госструктурами – дешевых их игрушек здесь не производится, объясняет он.

До 2015 г. российский рынок БПЛА в денежном выражении рос на 30–40% в год, кризис внес в этот рост некоторые коррективы, но насколько снизились темпы роста в 2015 г., сказать сложно, отмечает директор по развитию «Мивара» (занимается разработкой программной платформы, использующей элементы искусственного интеллекта и предназначенной для управления роботами) Константин Юфимычев.

С оценками Понфиленка и Юфимычева не согласен гендиректор российского представительства южнокорейской Byrobot (занимается производством недорогих дронов для массового рынка) Антон Гуров. По его словам, в 2014 г. было продано 20 000–40 000 летательных аппаратов примерно за 300–500 млн руб. В 2015 г., несмотря на кризис, этот рынок вырос до 120 000–200 000 аппаратов, предполагает Гуров. По его предварительной оценке, в 2015 г. продажи дронов в денежном выражении составили 0,7–1,2 млрд руб.

Столь широкий диапазон оценки связан с тем, что ни одна из крупных аналитических компаний пока не следит за этим рынком; данные исходят от самих его участников и варьируются в зависимости от их оценок, отмечает Гуров. Кроме того, подсчеты осложнены тем, что основная часть продаж потребительских устройств приходится на небольшие розничные каналы и интернет-торговлю, добавляет он. Гуров ожидает активизации крупных розничных сетей в этом сегменте рынка.

Продажи дронов растут и будут еще расти, уверен директор по региональному развитию компании «Небесная механика» (официальный дистрибутор дронов китайского производителя DJI в России) Максим Сергеенков. К примеру, продажи дронов DJI за 2015 г. выросли вдвое, утверждает он.

В 2015 г. по сравнению с предыдущим годом спрос на дроны в «М.видео» вырос в несколько раз, несмотря на кризис, говорит ее представитель Ольга Кобзарева. Продажи заметно росли перед праздниками, и особенно перед Новым годом, отмечает она.

По данным аналитического агентства Smartmarketing, к специализированным профессиональным дронам относится около 3% продаваемых в России беспилотников. При этом 67% проданных в нашей стране в 2015 г. дронов – бюджетные устройства стоимостью до 10 000 руб.

Прописка для беспилотника

В конце декабря 2015 г. были утверждены поправки в Воздушный кодекс, которые предписывают регистрировать используемые в России БПЛА весом свыше 250 г. Из проектов нормативных актов, подготовленных Минтрансом во исполнение этой инициативы, следует, что их нужно будет ставить на учет в ФСБ и регистрировать в Госреестре гражданских воздушных судов, который ведет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

Опубликованные документы не предусматривают процедуру онлайн-регистрации, а это делает весьма затруднительной регистрацию для людей, находящихся не в Москве: им придется приезжать в Росавиацию специально, чтобы зарегистрировать беспилотник, ранее рассказывал «Ведомостям» Понфиленок.

Регистрация дронов имеет смысл – особенно в отношении автономных тяжелых машин, которые в случае падения могут нанести серьезный ущерб, считает Гуров. Правда, такие устройства даже в теории могут стоять лишь на службе у крупных компаний, а не у частников-энтузиастов, отмечает он. «Но как проверять регистрацию дронов? У них ведь нет номерных знаков, как у автомобилей. Сбивать? А если дрон все-таки зарегистрирован?» – пожимает Гуров плечами. Он не думает, что процедура регистрации сильно повлияет на рынок потребительских устройств. В ближайшем будущем вес большей части бюджетных моделей не будет превышать 250 г, а радиус полета при управлении по bluetooth, WiFi или инфракрасному каналу – пары сотен метров.

Вряд ли необходимость регистрировать дроны значительно отразится на рынке, согласен Юфимычев. Процедура регистрации носит скорее уведомительный характер, поэтому частные владельцы дронов, скорее всего, будут игнорировать указ и использовать дроны без регистрации. Возможно, снизятся продажи летательных аппаратов в магазинах и увеличатся продажи через интернет-площадки, прогнозирует Юфимычев.

Антикризисный взлет

Несмотря на кризис и неопределенность правового статуса дронов, спрос на них в 2016 г. продолжит расти, уверен Гуров из Byrobot, поскольку в отличие от другой электроники они продолжают дешеветь. Если в 2014 г. в России продавались в основном профессиональные и полупрофессиональные устройства, которые стоили в среднем 25 000–30 000 руб., то в 2015 г. средний чек на дрон снизился до 7000–10 000 руб., рассказывает Гуров. В 2015 г. на рынке появилась масса новых производителей, которые делают упор именно на бюджетные устройства, говорит он.

По словам Гурова, во многом поддерживать низкие цены позволяют совершенствование технологий и снижение стоимости дронов зарубежными производителями. В 2015 г. Byrobot Drone Fighter в рознице стоил 7000 руб., с 15 февраля 2016 г. компания из-за ослабления рубля подняла цену на 1000 руб., говорит Гуров. Дрон за год подорожал всего на 14%, а доллар вырос на треть, подчеркивает он.

Кроме того, становясь дешевле, беспилотники становятся функциональнее и проще в управлении, говорит Гуров. Современные системы стабилизации сделали дроны доступными широчайшему классу потребителей. Больше не нужно долго учиться их пилотажу: управление современным коптером может освоить даже ребенок, причем за 20–30 минут, утверждает Гуров.

Техническое оснащение дронов существенно улучшилось: появились автопилоты, а использование GPS, оптических и ультразвуковых датчиков существенно упростило управление летательным аппаратом, согласна Кобзарева из «М.видео». Некоторые квадрокоптеры могут «видеть» препятствия вокруг и реагировать на них, отмечает она. Дальнейшее развитие предполагает все более интеллектуальные системы управления, предотвращения столкновения и облета препятствий, полета по установленному маршруту, считает Кобзарева.

Быстро растет спрос на селфи-дроны, которые наводятся на чип и снимают его владельца, следуя за человеком с чипом, точно собака на поводке, рассказывает Юфимычев. У некоторых владельцев дронов популярны гонки на коптерах, добавляет он.

Пока в дронах в основном улучшаются уже имеющиеся функции, отмечает представитель «Связного» Мария Заикина. Например, они оснащаются 4K-камерами, растет емкость аккумулятора, улучшаются возможности управления, увеличивается мощность радиосигнала, дальность полета, квадрокоптерами становится возможно управлять со смартфона или планшета при помощи приложений, перечисляет она.

Дроны становятся модной социализирующей игрушкой, считает Гуров. Например, по его словам, они приходят на смену командным играм вроде страйкбола, квазара, пейнтбола и проч. Так, беспилотники Byrobot Drone Fighter (Гуров называет их первыми боевыми дронами в мире) могут участвовать в воздушных боях с такими же устройствами. Сражаться на них можно командами, ведя при этом статистику боев и составляя рейтинги пилотов. В 80% случаев эти устройства покупают сразу по нескольку штук, при этом около 25% продаж боевых дронов приходится на корпоративных покупателей: развлекательные центры, игровые зоны торговых центров и проч., рассказывает Гуров.

Беспилотные летательные аппараты становятся все более массовым устройством