«Мегафон» закрыл сервис электронных платежей
Он не видел смысла развивать его, параллельно сотрудничая с Qiwi«Мегафон» заменил собственный платежный сервис «Мегафон деньги» финансовым кошельком Visa Qiwi Wallet (VQW) «с расширенными возможностями от «Мегафон». Официальный сайт услуги выдает сообщение о закрытии сервиса и предлагает воспользоваться VQW. По словам представителя «Мегафона» Юлии Дорохиной, оператор объявил о закрытии собственного сервиса еще год назад, 24 февраля 2015 г.
Решение закрыть «Мегафон деньги» было принято вскоре после того, как на базе уже действующего сервиса VQW был открыт электронный кошелек, привязанный к мобильным счетам абонентов «Мегафона», рассказывает Дорохина. Это произошло в начале февраля 2015 г., совместный проект позволил абонентам «Мегафона» проводить платежи и оплачивать покупки как со счета телефона, так и с электронного кошелька Qiwi. На тот момент у сервиса «Мегафон деньги» было около 100 000 подписчиков, рассказывал гендиректор «дочки» «Мегафона» «Мегалабс» Денис Зырянов, при этом количество поставщиков товаров и услуг, с которыми можно расплатиться через него, было «в разы меньше», чем у VQW.
Закрытие собственного сервиса Дорохина объясняет тем, что развивать два конкурирующих продукта нет смысла. Кроме того, «Мегафон деньги» отставал от VQW по функционалу и количеству поставщиков и услуг, доступных через его систему. Тем не менее вплоть до начала сотрудничества с Qiwi работа собственного платежного сервиса оператора удовлетворяла, говорит она. Результаты первого года совместной работы в сфере электронных платежей «Мегафон» и Qiwi не раскрывают.
Миллиарды на платежах
7,59 млрд руб. заработали в III квартале 2015 г. российские операторы связи на различных дополнительных услугах, главной из которых является мобильная коммерция, следует из отчета AC&M Consulting. За год это направление показало наибольший рост выручки среди допуслуг – 38,7%, даже больше, чем мобильная передача данных, доходы от которой выросли за год на 20,6%
За 2015 г. число уникальных пользователей мобильной коммерции (т. е. абонентов, плативших за товары или услуги со счета мобильного телефона) в сети «Мегафона» выросло на 15% и достигло 10 млн человек, говорит Дорохина, а количество самих платежей за год увеличилось почти на 14%. В среднем мобильными платежами пользуются около 3 млн человек.
Сервис «Мегафон деньги» с 2012 г. развивал «Мегалабс» – дочерняя компания «Мегафона», которая отвечает за разработку и развитие дополнительных сервисов оператора. Закрытие платежного сервиса на деятельности «Мегалабса» никак не отразится – у оператора нет вопросов к эффективности дочерней компании, отмечает Дорохина. Среди текущих проектов «Мегалабса» наиболее перспективные, по ее словам, развитие финансовых сервисов, контента (в частности, в конце 2015 г. оператор запустил обновленный сервис «Мегафон ТВ») и M2M-решений.
Собственные платежные системы, через которые можно проводить все платежи абонентов, есть также у МТС и «Вымпелкома», которые организовали такие проекты совместно с родственными им банками. Так, у «Вымпелкома» и Альфа-банка (входит в «Альфа-групп», которая контролирует 47,9% акций материнской компании оператора Vimpelcom Ltd.) есть платежный сервис под брендом Ruru. При этом «Вымпелком» в июне 2015 г. также запустил мобильный электронный кошелек на базе VQW. На развитии собственного сервиса партнерский проект с Qiwi никак не сказывается, поскольку «одно другому не мешает», объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, Ruru развивается стабильно и планов по его закрытию у оператора нет, а выручка «Вымпелкома» от услуг мобильной коммерции по итогам IV квартала 2015 г. выросла на 17% год к году.
МТС с 2009 г. организует платежи со счетов абонентов через сервис «Легкий платеж», где ее партнером выступает «МТС банк». Оператор не планирует сворачивать активность в сфере мобильной коммерции, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников.
Электронная коммерция по-прежнему интересна операторам – создание удобной системы электронной оплаты услуг позволяет облагать комиссией часть подобных платежей, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он предполагает, что причины закрытия сервиса «Мегафона» были не идеологические, а финансовые: его дальнейшее развитие потребовало дополнительных инвестиций и оператор решил отказаться от самостоятельного проекта в пользу партнерства с Qiwi.
У рынка микроплатежей и электронных денежных переводов в России остается серьезный потенциал для развития и он должен быть интересен операторам связи, согласен гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Запуская свои платежные системы, операторы стремились решить две задачи. Во-первых, увеличить количество денег на счете у абонента, а значит, и его расходы на связь, предлагая удобную для клиента услугу оплаты. Вторая задача – участие на смежном для операторов рынке финансовых услуг. Собственные платежные сервисы выступали здесь в роли «пробных шаров», считает Анкилов.