ESET хочет стать российским антивирусом

Российский партнер международного разработчика антивирусов подал заявку для признания софта отечественным
ESET хочет стать русской
ESET хочет стать русской / Thomas Peter / Reuters

Заявка ООО «Исет девелопмент» на вступление в реестр российского программного обеспечения появилась на сайте реестра, который ведет Министерство связи РФ. Компания предложила рассмотреть свой продукт комплексного антивирусного решения. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», компания была зарегистрирована в августе 2015 г. и информации о ее заказах и контрактах в базе нет. По данным «СПАРК-Интерфакса», 75% этой компании принадлежит Александру Чачаве и 25% – Марине Соколовой, а ее гендиректором является Геннадий Курбатов. Точно такая же структура владения и управления у другой российской компании, ООО «ИСС дистрибьюшн», которая продает антивирусы ESET NOD 32. На своем сайте она называет себя международным разработчиком антивирусного программного обеспечения со штаб-квартирой в Словакии. По собственной оценке, она занимает около 30% российского рынка антивирусов.

Хотя российская ESET принадлежит частным акционерам, по словам Чачавы, она покупает права на продукты глобальной ESET. Это стандартная бизнес-модель ESET, по которой она работает во всех странах, – не открытие дочерних офисов, а технологическое партнерство с локальными компаниями, объясняет Чачава. В том софте, который подан в реестр, безусловно, есть лицензированные у глобальной ESET технологии, но исключительные права на конечный продукт принадлежат российскому юрлицу, уверяет Чачава. Сумма лицензионных выплат за них не превышает 30%.

Сколько стоит защита

По данным IDC, в 2014 г. выручка от продаж антивирусов в России снизилась до $219 млн с $233 млн в 2013 г. Это объяснялось снижением спроса со стороны государства, а также малого и среднего бизнеса. Более 80% рынка антивирусов в 2014 г. пришлось на продукты «Лаборатории Касперского», ESET и Symantec.

Закон об ограничении госзакупок иностранного софта начал действовать в России с 1 января 2016 г. Если органы государственной власти хотят купить иностранное ПО, то сначала должны свериться со специальным реестром и убедиться, что там нет аналогичных продуктов. Если же российские аналоги есть, то ведомству предстоит объяснить, почему они ему не подходят; лишь в этом случае оно сможет купить зарубежное ПО.

В ноябре 2015 г. правительство опубликовало постановление с правилами подачи заявок на вступление в реестр отечественного ПО. Заявка отправляется в Минкомсвязи, в течение 10 дней она проверяется и в случае успеха регистрируется и публикуется на специальном сайте (на 4 февраля опубликовано 55 заявок).

Одобренная заявка попадет в экспертный совет при Минкомсвязи. У него есть 30 дней на то, чтобы понять, соответствует ли софт критериям российского происхождения. Согласно постановлению правительства, программа может попасть в реестр отечественного софта, если исключительные права на нее принадлежат россиянам или компании, которую контролируют россияне. Кроме того, сумма выплат в пользу иностранных компаний не должна превышать 30%. Вчера в реестре числилось три программы, официально признанных российскими: «Система управления базами данных «Ред База Данных», «1С:Школа. Русский язык, 5–6 класс. Лексикология», «1С:Школа. Информатика, 11 класс».

В продуктах «Лаборатории Касперского» иностранных модулей нет, уверяет ее представительница Юлия Кривошеина. Управляющий директор компании в России Сергей Земков добавляет, что лицензирование технологий распространено в антивирусном бизнесе и сейчас около 120 партнеров «Лаборатории Касперского» покупают ее технологии. Но в структуре выручки компании доход от лицензирования не превышает 5%, говорит Земков.