В Крыму 1 февраля запустится вторая сеть мобильной связи
«Крымтелеком» планирует начать предоставлять услуги стандартов GSM и 3GО том, что 1 февраля в Крыму начнется коммерческая эксплуатация сети второго мобильного оператора – ФГУП «Крымтелеком», – «Ведомостям» рассказали два человека из профильных ведомств, приглашенные на торжественный запуск, и подтвердил директор «Крымтелекома» Владимир Дрозденко. «Крымтелеком» на 100% принадлежит мининформсвязи Крыма.
Дрозденко рассказал «Ведомостям», что 1 февраля 2016 г. оператор запустит сеть UMTS (3G), состоящую из 128 базовых станций в основных городах Крыма, они должны обеспечивать скорости мобильного интернета до 42 Мбит/с (в реальности по замерам скорость будет 20–30 Мбит/с), говорит Дроздов. В течение февраля 2016 г. заработают также сети GSM: сначала на частотах 1800 МГц, а затем 900 МГц. Постепенный запуск обусловлен получением разрешительной документации, объясняет менеджер. Всего сеть «Крымтелекома» будет состоять из 400–450 сайтов (около 1000 базовых станций), она будет покрывать города, трассы, Южный берег Крыма. Чтобы полностью покрыть Крым, требуется 600–700 сайтов, они будут достраиваться позже, говорит Дрозденко. По его словам, в июне может быть также запущена сеть 4G на частотах 1800 МГц, если все будет хорошо с разрешительными документами.
С 2014 г. в Крыму работает только один оператор – «К-телеком» (бренд Win-mobile), зарегистрированный в Краснодаре. Он работает на частотах, ранее принадлежавших «МТС-Украина», прекратившей работу на полуострове летом 2014 г. Его сеть состоит из 1500 базовых станций. По данным «СПАРК-Интерфакса», «К-телеком» принадлежит армянскому ЗАО «Сэлл груп уорлдвайд холдинг», принадлежащему, по данным реестра юрлиц Армении, компании Cell Group Worldwide ltd с неизвестной юрисдикцией. Реальный владелец «К-телекома» – ливанский инвестор Пьер Мишель Фаттуш, давний партнер МТС в Армении, рассказывали «Ведомостям» менеджер российской компании связи и менеджер компании – производителя телекоммуникационного оборудования.
Крымские абоненты
На 1 января 2016 г. в Крыму проживало 2,33 млн, в том числе в Республике Крым – 1,9 млн, в Севастополе – остальные, следует из данных Росстата. «Крымтелеком» запросил у Россвязи 2 млн номеров. Опрошенные «Ведомостями» аналитики затруднились оценить объем крымского рынка мобильной связи. В конце 2013 г. в Крыму насчитывалось 2,97 млн абонентов сотовой связи, свидетельствуют данные исследовательской компании iKS-Consulting.
Кроме того, в Крыму можно приобрести sim-карты краснодарского филиала МТС. Представители МТС объясняют, что эти контракты распространяют дилеры, которые никак не связаны с самим оператором, sim-карты МТС работают на полуострове в роуминге на сетях «К-телекома».
В марте 2015 г. министр связи России Николай Никифоров сообщил, что к началу работы в Крыму готовятся еще два оператора, пообещав их запуск «к новому туристическому сезону». Конкретные компании Никифоров тогда не назвал, но весной лицензию на сотовую связь в Крыму попросил принадлежащий республиканскому правительству «Крымтелеком» и принадлежащий Севастополю «Севтелеком». Власти полуострова заявляли, что намерены создать на базе «Крымтелекома» регионального оператора мобильной связи, передав ему национализированное оборудование «Киевстара» (украинская «дочка» Vimpelcom Ltd.), как и МТС, прекратившего работу на полуострове летом 2014 г.
Около 30% оборудования в сети – бывшее оборудование «Киевстара», национализированное Крымом, объясняет директор «Крымтелекома». Остальное – новое. Сеть строилась за счет собственных и заемных средств частных инвесторов, говорит он. Инвесторов Дрозденко не называет.
Однако летом 2015 г. сеть «Крымтелекома» работать не начала. На проблемы с запуском сети жаловался в прошлом году глава Республики Крым Сергей Аксенов вице-премьеру Дмитрию Козаку. Дело в том, что для работы по российским законам «Крымтелекому» необходимо установить на свою сеть так называемую систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Ядро сети «Крымтелекома» было построено (еще «Киевстаром») на оборудовании Ericsson, и обновление для СОРМ получить не удавалось, так как эта компания поддерживает санкции против российских компаний, расположенных на полуострове. В итоге проблема с СОРМ была решена заменой оборудования ядра сети с Ericsson на Huawei, объяснил Дрозденко.
Представитель Huawei в понедельник отказался от комментариев.