ABBYY запускает поисковик в США

Он умеет искать локальные и облачные файлы и понимает запросы на естественном языке
У ABBYY спросят по-человечески
У ABBYY спросят по-человечески / С. Портер / Ведомости

Основатель российской IT-компании ABBYY Давид Ян запускает в США поисковик Findo, рассказал он «Ведомостям». Ключевыми отличиями Findo Ян называет умение искать информацию в облачных хранилищах, соцсетях и на пользовательских устройствах (компьютерах и смартфонах), а также обрабатывать запросы на человеческих языках (например, по запросу «найди мне презентацию, сделанную в декабре» поисковик отыскивает на вашем компьютере файл, подходящий по параметрам). Findo – продолжение разработанной ABBYY платформы Compreno (см. врез).

Согласно исследованию ABBYY около 20% пользователей не сразу находят нужную им информацию, объясняет Ян. Findo предлагает выход – объединить все источники информации и проиндексировать их, объясняет бизнесмен.

Findo будет ориентирован на массовый рынок, рассказал Ян. Сейчас продукт тестирует около 1000 человек, из которых треть в США, 15% в России, 3,3% в Китае.

ABBYY вложила в Findo $1,5 млн и в 2016 г. вложит еще $1,4 млн. Сейчас искать можно только на английском языке, но Ян не исключает, что ABBYY добавит другие языки в зависимости от спроса в разных регионах.

Что такое Compreno

Compreno – система анализа текста, которую ABBYY разрабатывает более 10 лет. Проект обошелся ей более чем в $80 млн. По задумке ABBYY Compreno может находить нужную информацию не только с помощью слов поискового запроса, но и с помощью заложенных между ними связей и контекста.

Зарабатывать Ян планирует по freemium-модели: базовый продукт будет бесплатным, но пользователям предстоит платить за дополнительные опции. Платный сервис будет стоить около $5 в месяц. Возможно, в бесплатной версии будет ограничена давность срока или область поиска. Другой способ заработка – лицензирование Findo сторонним производителям, говорит Ян. По его словам, сейчас ABBYY ведет переговоры с двумя компаниями, имеющими большую аудиторию, нуждающуюся в интеллектуальном поиске.

Ян полагает, что Findo будет получать прибыль при 2,2 млн пользователей, если из них 2–8% будут платить за пользование сервисом.

При равном качестве продукта freemium-модель требует большего рекламного бюджета, считает управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий, так как проект должен быстро нарастить число пользователей. Пользователю тяжело начать платить деньги за то, что раньше было бесплатным, и эта опция должна быть исключительно полезной, объясняет Галицкий. Другая опасность – конкуренты, продолжает он. По freemium-модель долго работал сервис онлайн-заметок Evernote, но из-за конкурентов так и не стал зарабатывать ожидаемые деньги.

Конкуренты у Findo есть, но они либо умеют искать только по одному типу хранилища (облачному или локальному), либо не понимают естественный язык и не видят связи между объектами, говорит Ян. Современные поисковики понимают суть вопроса, заданного в естественной форме, и сейчас уже идет работа над тем, чтобы понимать вопросы, заданные голосом, возражает директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. Создание поисковика, который может искать информацию и в интернете, и в облачном фотоальбоме, и в sms-сообщениях, и в документах рабочего стола, Бакунов называет сложной, но реализуемой задачей.

У Google есть услуга голосового поиска: система понимает запрос и его контекст и ищет ответ по ключевым словам, говорит представитель корпорации Светлана Анурова. Технологию поиска Google не раскрывает.