Газетам и журналам разрешат размещать больше рекламы в кризис
Федеральная антимонопольная служба подготовила соответствующие поправкиФедеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила увеличить допустимый объем рекламных материалов в печатных СМИ, которые не специализируются на размещении рекламы, с 40 до 45%. О разработке таких поправок в закон «О рекламе» служба сообщила на едином государственном портале раскрытия информации. Соответствующее поручение ФАС в конце 2015 г. получила от правительства России.
Увеличение рекламных площадей должно улучшить финансовое состояние СМИ в «сложной экономической ситуации на российском медиарынке», указано в пояснении к законопроекту. Дополнительные 5 процентных пунктов – это компромисс, говорит заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина: «Это поможет издателям и не нарушит интересы граждан чрезмерным количеством рекламы в газетах и журналах».
Еще в феврале прошлого года редакторы ведущих федеральных СМИ обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой поддержать медиаотрасль в период кризиса. В письме Путину они, в частности, предложили вернуть в СМИ рекламу алкоголя и табака. Президент дал резолюцию «прошу рассмотреть и поддержать», но практических результатов от обращения в прошлом году так и не было, жаловались ранее издатели. ФАС и Минздрав дали отрицательные заключения на предложения вернуть рекламу алкоголя в СМИ. ФАС в заключении уточняла, что поддерживает только увеличение рекламных полос в печатных СМИ, говорил осенью заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров.
Рынок рекламы в России начал падать в IV квартале 2014 г. Но доходы печатных СМИ в России снижаются еще с 2013 г. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за первые девять месяцев прошлого года бюджеты рекламодателей в прессе сократились почти на треть – до 16,3 млрд руб. Данные за весь 2015 год ассоциация пока не опубликовала.
Увеличение количества рекламных полос вряд ли поможет СМИ в нынешних условиях кризиса, говорят опрошенные «Ведомостями» издатели. Сейчас большинству СМИ едва удается наполнить рекламой 20–30% полос номера, поэтому предложенная мера не принесет дополнительных доходов газетам, считает генеральный директор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. За последние несколько лет депутаты Госдумы приняли столько ограничительных законов, которые напрямую повлияли на сокращение рекламного рынка в России, что сейчас увеличение допустимого объема рекламы в печатных СМИ выглядит как насмешка, говорит главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. «Такого количества рекламы, которым можно было бы заполнить те 45%, сейчас на рынке просто нет, – говорит он. – Ни одно СМИ сейчас не может наполнить свое издание рекламой и на 40%. И ждать, что в ближайшее время рекламодатели увеличат бюджеты в СМИ, не приходится».