Продажи смартфонов в России впервые упали в натуральном выражении
Выручка от них пока растет за счет роста ценПо предварительным данным «Евросети», в 2015 г. продажи смартфонов в России в штуках год к году сократились на 8,4% до 25,5 млн единиц. Об этом рассказала «Ведомостям» представитель розничной сети Ульяна Смольская. Выручка от их продаж за счет роста средней стоимости устройства с 8900 до 10 100 руб. увеличилась на 5% до 258 млрд руб., отмечает она. По данным «Евросети», 2015 г. стал первым годом падения продаж смартфонов в натуральном выражении: в 2013 г. рост составлял 41% (в деньгах - 32%).
Оценки динамики российского рынка смартфонов «М.видео» в целом совпадают с этими данными, отмечает представитель розничной сети Ольга Кобзарева. Правда, в «М.видео» продажи смартфонов в 2015 г. в штуках выросли на 5,5%, а в деньгах - на 50%, утверждает она.
В материалах МТС говорится о снижении продаж смартфонов в натуральном выражении на 8%. По оценке оператора, в деньгах рост составил 6%.
По итогам 2015 г. продажи смартфонов в России в штуках сократились, согласен представитель «Связного» Сергей Тихонов. Выручка от их продаж увеличилась, так как средняя цена выросла год к году на 15%, отмечает он.
По мнению представителя МТС Дмитрия Солодовникова, продажи смартфонов в деньгах в 2015 г. выросли из-за повышенного спроса на смартфоны с поддержкой LTE. За год их было продано 6,7 млн - больше, чем за предыдущие несколько лет вместе взятых, говорит он. На LTE-смартфоны в 2015 г. пришлось примерно 57% выручки российской сотовой розницы от реализации смартфонов, утверждает Солодовников.
По данным «Евросети», смартфоны - единственная значимая категория портативной электроники, выручка от продаж которой в 2015 г. выросла. Рынок простых сотовых телефонов снизился на 21%, цифровых фотокамер - на 38%, планшетов и ноутбуков - на 31 и 23%. В целом продажи всех этих устройств, а также смартфонов в натуральном выражении в 2015 г. год к году уменьшились на 20%, в денежном - на 11%, а средняя цена на них выросла на 11%, говорится в материалах «Евросети».
Спрогнозировать продажи в 2016 г. президент «Евросети» Александр Малис затрудняется. Неожиданно могут возникнуть факторы, которые мог привести как к увеличению, так и к снижению продаж, не исключает он.
В 2016 г. покупатели будут более рационально подходить к выбору устройств, ждать от ритейлеров акций, в ходе которых устройства можно купить выгодно, приобретать страховые продукты, стремясь обезопасить себя от потери дорогостоящих устройств, считает Тихонов.
В денежном выражении рынок смартфонов точно не будет расти, считает сотрудник одной из розничных сетей. Рост в 2015 г. был достигнут только благодаря росту цен, а сейчас они практически не растут, отмечает он.
Ценовая политика, которую МТС проводит с апреля 2015 г., во многом позволила скомпенсировать падение рынка смартфонов, считает Солодовников В апреле 2015 г. МТС объявила, что будет продавать в своих салонах смартфоны по ценам, близким к себестоимости. После прекращения сотрудничества со «Связным» оператор рассчитывал таким образом привлечь в свои салоны дополнительных посетителей и увеличить количество новых подключений. Побочным результатом этой войны стало то, что МТС стала основным продавцом Samsung в России – в конце весны 2015 г. его продукцией отказались торговать «Евросеть» и «Связной». Сами ритейлеры объясняли это высоким уровнем брака, а источник, близкий к корейскому производителю – снижением доходности от его продаж из-за ценовой войны.