Убыточный Россельхозбанк проводит одну из крупнейших закупок продуктов Microsoft

Банк хочет купить лицензии на сумму до 872 млн рублей
Убыточный Россельхозбанк проводит одну из крупнейших закупок в России продуктов Microsoft
Убыточный Россельхозбанк проводит одну из крупнейших закупок в России продуктов Microsoft / Е. Егоров / Ведомости

Россельхозбанк (РСХБ) объявил аукцион на закупку программного обеспечения Microsoft с максимальной ценой 872 млн руб., следует из его объявления на портале госзакупок от 31 декабря 2015 г. Всего РСХБ намерен закупить 46 734 различные лицензии Microsoft, следует из документации. Из них 26 500 приходится на рабочие места, остальное – серверы, базы данных, софт для удаленного доступа к рабочим местам и управления проектами. Согласно отчетности РСХБ, 1 января 2015 г. в банке работало 36 357 человек. РСХБ закупает права использования софта до конца февраля 2019 г., следует из документации.

Убыток РСХБ за три квартала 2015 г. составил 67,9 млрд руб., свидетельствуют данные его промежуточной отчетности по МСФО. Основная причина такого убытка – расходы на резервы, связанные с проблемными кредитами, размер этих резервов за девять месяцев вырос на 68 млрд руб. В 2014 г. госбанк потерял 48 млрд руб.

У РСХБ с 2013 г. действует соглашение на использование софта Microsoft для серверов и рабочих станций, его обновление и техподдержку, сообщил представитель РСХБ. В 2016 г. соглашение заканчивается, и сейчас РСХБ его продлевает. В последние 15 лет банк пользуется продуктами Microsoft, они тесно интегрированы с другими системами РСХБ, и поэтому их замена связана со значительными трудозатратами и инвестициями. Но новое соглашение предполагает поэтапную оплату и, если появятся отечественные аналоги, РСХБ рассмотрит возможность перехода, уверяет представитель банка.

Крыму нужен Microsoft

В сентябре 2015 г. администрация Симферополя объявила аукцион на покупку 80 лицензий на Microsoft Office за сумму не выше 772 853 руб. Однако из-за американских санкций против России госорган может не дождаться поставки: в декабре 2014 г. президент США Барак Обама запретил экономические связи с Крымом.

Корпорация Microsoft не раскрывает, сколько она зарабатывает в России. По мнению руководителя одной из компаний – партнеров Microsoft, выручка российского подразделения корпорации исчисляется миллиардами рублей, а на полученные от РСХБ деньги может прийтись до 10% его дохода. По оценке гендиректора компании «Новые облачные технологии» (разработчик пакета программ «Мой офис» – российской альтернативы Microsoft Office) Дмитрия Комиссарова, на закупку РСХБ в структуре выручки российского офиса Microsoft может прийтись около 1,5% полученного дохода и это одна из крупнейших закупок последнего года. Годовую выручку российского офиса американской корпорации в 2015 г. он оценивает в $600 млн. В середине ноября прошлого года Комиссаров допускал, что в 2016 г. на фоне общего падения российского IT-рынка и курса на импортозамещение доход Microsoft в России может сократиться на 30–50%.

РСХБ требует, чтобы поставщик был сертифицированным партнером Microsoft и обладал cтатусами Licensing Solution Provider (LSP) и Enterprise Solution Provider (ESP). По данным официального сайта Microsoft, второй из них есть только у системных интеграторов «Айти», «Крок» и «Ланит».

Представители Microsoft, «Айти», «Крока» и «Ланита» вчера не ответили на запросы «Ведомостей».j

С 1 января 2016 г. вступил в силу закон, согласно которому госорганы смогут купить иностранный софт только в том случае, если в специальном реестре отечественного софта нет российского аналога или тот не подходит по причинам, которые закупщик должен изложить в специальном обосновании. В конце декабря 2015 г. на форуме «Интернет-экономика» президент России Владимир Путин поддержал предложение распространить действие этого механизма и на закупки софта госкомпаниями. Такого же мнения придерживается и министр связи Николай Никифоров: «Федеральные органы власти тратят на IT-услуги, лицензии на ПО примерно 80 млрд руб. ежегодно. На деньги российских налогоплательщиков должны закупаться отечественные продукты. В дальнейшем нужно распространить эту практику и на госкомпании, располагающие еще большими IT-бюджетами».