Рынок спутникового интернета развивается медленно

За год операторы в этом сегменте подключили только 5000 пользователей
Интернет не попал в тарелку
Интернет не попал в тарелку / Д. Абрамов / Ведомости

За первые девять месяцев 2015 г. абонентская база спутниковых интернет-операторов выросла почти на 5000 пользователей, или на 33,4%, следует из отчета ComNews Research. При этом темпы привлечения абонентов сократились на 25 процентных пунктов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Операторы не смогли реализовать планы по значительному наращиванию абонентской базы – по словам руководителя исследовательского направления ComNews Research Евгения Евдокименко, суммарно они рассчитывали привлечь не менее 15 000 пользователей за год. Главным тормозом развития Евдокименко называет рост стоимости абонентского оборудования из-за девальвации рубля. Речь идет о так называемых малых спутниковых станциях (VSAT) – абонентских устройствах, обеспечивающих интернет-доступ через спутник. За первые девять месяцев 2015 г. средняя цена базового комплекта для частных лиц выросла на треть до 24 000 руб., говорится в отчете.

Общим ухудшением экономической ситуации объясняют спад темпов продаж и сами операторы. Оборудование закупается в валюте, рублевые цены выросли, а покупательная способность потенциальных абонентов осталась в лучшем случае на том же уровне, перечисляет причины замедления темпов подключений директор «Радуга интернет» Денис Дианов. Если бы не обвал рубля, динамика прироста была бы совершенно другая, отмечает он. Стоимость спутникового терминала увеличилась почти в 2 раза, говорит гендиректор Altegrosky Сергей Пехтерев. В этих условиях оборудование, по его словам, приходится продавать по себестоимости.

По оценке компании «ТМТ консалтинг», в 2015 г. объемы рынка VSAT составят 7 млрд руб. – в первую очередь за счет доходов от подключения крупных компаний и госорганизаций. Сегмент физлиц занимает на нем очень небольшую долю. Это нишевой рынок, однако перспективы у него есть, поскольку спутниковая связь используется там, где проводной интернет недоступен и в ближайшем будущем его не будет, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. В конечном счете самым важным фактором в темпах привлечения абонентов является стоимость оборудования, подтверждает он. По оценке «ТМТ консалтинга», абонентами обычного, не спутникового, широкополосного доступа к концу года станут 29,6 млн человек. Прирост абонентской базы ШПД составит 3%.

Количество абонентов спутникового интернета еще очень невелико и пользуются им в основном в тех уголках, где нет других вариантов подключения интернета, соглашается гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. По его словам, большая часть абонентов спутниковых интернет-операторов – это госсектор и b2b (на них, по подсчетам TelecomDaily, приходилось 53,2 и 42% выручки по итогам первого полугодия 2015 г.). Что касается физлиц, то их доля в выручке спутниковых интернет-операторов – 4,8%, говорит Кусков. Он считает, что широкому распространению спутниковой связи препятствует несколько факторов. Во-первых, растет покрытие мобильным интернетом, который зачастую способен заменить спутниковую связь, и спутниковые передатчики до сих пор остаются очень дорогим удовольствием.

В этом году 80% подключений Altegrosky пришлось на Дальний Восток и Сибирь, где нет других вариантов доступа в интернет, говорит Пехтерев. Одной из главных проблем спутникового интернета является то, что население о нем просто не знает, считает он.

Интернет не попал в тарелку