Минкомсвязи готово пойти на компромисс с авторскими обществами

Им могут оставить бездоговорное управление правами, если их работа станет прозрачнее
Сейчас, по словам замминистра, правообладатели не понимают, как распределяются отчисления, которые собирают авторские общества
Сейчас, по словам замминистра, правообладатели не понимают, как распределяются отчисления, которые собирают авторские общества / А. Гордеев / Ведомости

Минкомсвязи может внести значительные изменения в законопроект об отмене бездоговорного коллективного управления авторскими правами, рассказал «Ведомостям» замминистра связи Алексей Волин. «Мы продолжаем работать над документом, но готовы обсуждать его редакцию в том случае, если работа обществ по коллективному управлению правами станет прозрачнее», - сказал он. «Поправки возможны только в том случае, если произойдут радикальные улучшения и владельцы прав сообщат нам, что их устраивает, как эти организации платят вознаграждения авторам и исполнителям», - подчеркнул Волин.

Сейчас, по словам замминистра, правообладатели не понимают, как распределяются отчисления, которые собирают авторские общества. «Мы хотим, чтобы эти деньги шли правообладателям, а не на содержание аппарата этих организаций», - говорит он. Также было бы правильно, чтобы они снизили процент, который оставляют на собственные расходы. По словам Волина, договориться «о большей прозрачности» министерству пока удалось с Российским союзом правообладателей (РСП) и Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).

Ранее Минкомсвязи сообщило, что Волин встречался с Андреем Кричевским – топ-менеджером двух из трех крупнейших обществ по коллективному управлению правами – РСП и ВОИС. Представителей самой крупной организации – Российского авторского общества (РАО) – на встрече не было, уточнил «Ведомостям» замминистра. «На встрече было отмечено, что нынешняя система коллективного управления авторскими правами нуждается в развитии и совершенствовании. Однако в ряде случаев коллективное управление правами на бездоговорной основе имеет право на существование», - говорится в сообщении министерства. Насколько серьезно министерство готово расширить список сфер, в которых останется управление без договора, Волин не говорит.

Основной идеей разработанного Минкомсвязи в августе этого года законопроекта была полная отмена бездоговорного коллективного управления авторскими и смежными правами в России. Тогда Волин говорил, что будет лучше, если автор сам станет договариваться с организацией по коллективному управлению и обсуждать условия. Сейчас же такие организации собирают средства без договора в пользу всех авторов и исполнителей. Кроме того, законопроект разрешает работу множества авторских обществ.

Однако в ноябре министерство изменило свой взгляд на этот вопрос и согласилось оставить бездоговорное управление для одной сферы – так называемого «налога на болванки» (сбор с производителей техники и чистых носителей), собираемого РСП, чей совет возглавляет режиссер Никита Михалков). Эта сфера максимально близка к фискальному сбору, в ней будет сложно сосуществовать нескольким обществам по коллективному управлению правами, объяснял тогда представитель министерства.

Практика показывает, что бездоговорное управление является единственно возможным инструментом реализации прав еще для двух сфер коллективного управления – сбора вознаграждения за публичное исполнение музыки и ее трансляцию в эфире и по кабелю в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм (сфера работы ВОИС – «Ведомости»), сказал Кричевский. Это обеспечит охрану прав исполнителей и изготовителей фонограмм, а также защитит интересы пользователей – в первую очередь вещателей, которым будет трудно самостоятельно заключать контракты со всеми участниками рынка. ВОИС и РСП, по его словам, готовы сделать свою деятельность более подконтрольной правообладателям. Для этого надо внести изменения в законодательство, которые установят базовые принципы работы обществ по коллективному управлению правами. Такие организации не должны управляться бенефициарами или собственниками компаний-правообладателей и должны распределять вознаграждение на основании достоверных данных об использовании фонограмм и предоставлять правообладателям подробные сведения об использовании их прав и начисленном вознаграждении, резюмирует Кричевский.

Представитель РАО не смог предоставить комментарий.