МТС поборется с мессенджерами на поле противника

Она предлагает абонентам собственный мессенджер
МТС предложила абонентам альтернативу Skype и Viber
МТС предложила абонентам альтернативу Skype и Viber / Е. Разумный / Ведомости

МТС сообщила о скором запуске приложения MTS Connect, предназначенного для обмена сообщениями и звонков. В его основу положен глобальный стандарт RCS (Rich Communication Services), по замыслу оператора призванный составить альтернативу сервисам Skype и Viber. С 14 декабря приложение МТС смогут загрузить и установить московские абоненты – владельцы смартфонов под управлением операционных систем Android и iOS. С помощью MTS Connect они смогут (обещает МТС) совершать IP-звонки (используя мобильный интернет-доступ или WiFi), обмениваться личными сообщениями и файлами, участвовать в групповых чатах. За звонки и отправку сообщений оператор обещает взимать ту же самую плату, что предусмотрена в тарифе абонента на сотовую связь в домашнем регионе, зато мобильный трафик будет бесплатным (в пределах России).

Затраты на внедрение сервиса составили около 100 млн руб., говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

МТС не рассчитывает на массовый приток пользователей Skype и WhatsApp, а надеется привлечь к использованию мобильного интернета новых абонентов, подчеркивает Солодовников. Потенциальная аудитория MTS Connect – десятки миллионов пользователей смартфонов, которые до сих пор не пользовались мессенджерами, говорит он. По данным МТС, смартфонами пользуются 47% ее абонентов, т. е. примерно 36,1 млн человек (исходя из численности абонентов на конец сентября 2015 г.).

Ежегодные потери российских операторов мобильной связи от мобильных мессенджеров аналитики J’son & Partners Consulting оценивают в 15–20 млрд руб., или около 2% выручки. Запуск RCS-сервисов – один из вариантов ответа на эту угрозу, считают они. То, что делают операторы, правильно, только им стоило сделать это гораздо раньше: сейчас люди привыкли к тем мессенджерам, которые уже есть, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его оценке, из-за подобных приложений с конца 2013 г. голосовой трафик операторов похудел примерно на 20%.

Общительная доля

23 процента – такова доля социальных сетей и мессенджеров в общем мобильном трафике группы МТС, говорит Солодовников

Какую часть интернет-трафика в их сетях генерируют мессенджеры, представители операторов не уточняют. Но Солодовников называет мессенджеры и приложения для звонков нишевыми продуктами.

Кусков не ждет, что новый сервис МТС быстро наберет обороты – привычки абонентов консервативны. Эффект мог бы быть большим, если бы сотовые операторы взялись за дело совместными усилиями и запустили RCS все вместе, допускает аналитик J’son & Partners Consulting Виталий Солонин. Для абонента в таком приложении должна быть совершенно ясная потребительская ценность, а не только аналог чего-то уже существующего и вполне успешного, убежден он.

Но конкуренты МТС не торопятся следовать за ней. Сервисы RCS интересны тем, что дают оператору возможность конкурировать с мессенджерами, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. «Мегафон» еще в октябре 2014 г. успешно протестировал этот стандарт – одновременно с голосовой связью в сетях LTE. Но услуги, аналогичные сервисам RCS, доступны его абонентам – подписчикам услуги «Мультифон» – еще с 2010 г., в том числе IP-телефония и обмен мгновенными сообщениями. Готовился к внедрению RCS и «Вымпелком», рассказывала ранее представитель оператора Анна Айбашева. Но сейчас, говорит она, компания предпочитает сотрудничать с действующими мессенджерами – в частности, обнуляет трафик для подписчиков пакетных тарифов, когда те общаются через WhatsApp.

Microsoft – владелец Skype – приветствует появление новых сервисов, они способствуют развитию конкуренции, говорит ее представитель. И добавляет: только у Skype более 300 млн пользователей.