Технологические стартапы нередко предпочитают оставаться частными компаниями
Скоро многие из них могут пожалеть, что не провели IPOМногие высокотехнологичные стартапы в последнее время предпочитали как можно дольше оставаться частными компаниями, привлекая в ходе последовательных раундов финансирования огромные денежные суммы. Однако, как отмечают аналитики из венчурного подразделения Google, настроение инвесторов меняется и не исключено, что владельцы многих стартапов вскоре пожалеют, что слишком понадеялись на бум рынка частных инвестиций и вовремя не провели IPO.
«Эти компании поднимают планку так высоко, что сами усложняют себе жизнь, – говорит Билл Мэрис, глава компании Google Ventures. – Мы вскоре увидим негативные последствия, некоторые компании потеряют большие деньги». По мнению Мэриса, в 2016 г. многие стартапы не сумеют привлечь дополнительные инвестиции на частных рынках или будут вынуждены смириться со снижением оценки своей стоимости. Компания Google Ventures, которую сейчас переименовывают в GV, за шесть лет своего существования инвестировала более чем в 300 стартапов, включая Nest и Uber. В этом году объем инвестиций Google Ventures уменьшился по сравнению с прошлогодним на 20%, при том что суммы инвестиций в отдельные компании выросли. Если в 2014 г. компания вложилась в 57 стартапов, то в 2015 г. число инвестиций сократилось до 34. Кроме того, руководство GV отказалось от содержания отдельных фондов для зарубежных инвестиций – это, как ожидается, сделает механизм принятия решений более гибким.
Uber карабкается вверх
Стартап для вызова такси онлайн Uber ищет финансирования в $2,1 млрд, оценивая себя в $62,5 млрд, сообщило на прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники. Последняя оценка Uber – $51 млрд – была проведена по сделке в августе 2015 г.
Инвесторы, недавно спешившие вложить деньги в перспективные компании вроде Airbnb, Uber и Snapchat, в последние недели стали более осторожными. У них появляются сомнения в оправданности высоких оценок стартапов, в частности компании Theranos, предлагающей инновационные средства для анализа крови. «В результате число доступных денег сокращается, появляются новые опасения, – предупреждает Мэрис. – Ожидания повышения процентной ставки делают ситуацию еще менее благоприятной для стартапов. Неожиданно оказалось, что быть публичной компанией гораздо удобнее».
Венчурный капиталист Марк Андриссен, один из наиболее активных поборников частного рынка, в ноябре заявил, что предпочел бы, чтобы поддерживаемые им компании оставались частными по 15 лет. Но Мэрис отмечает, что такой подход лишает инвесторов и сотрудников стартапов шанса на продажу компании по цене, установленной открытым рынком. «Очень мало примеров компаний, которые бы росли динамично и при этом оставались частными в течение 15 лет, – говорит Мэрис. – Игнорировать интересы акционеров и сотрудников нельзя, но их очень трудно учесть, если у компании нет рыночной цены».
Майкл Моритц, партнер венчурного фонда Sequoia Capital, также считает, что IPO необходимы, чтобы «сделать управление стартапами более дисциплинированным». «Они добьются большего, находясь под пристальным вниманием публичного рынка», – поясняет Моритц. Одним из наиболее известных стартапов, поддерживаемых Sequoia Capital, является Uber. На вопрос, планирует ли руководство Uber первичное размещение акций, Моритц отвечает утвердительно: «Уверен, что они думают об этом, и люди постоянно задают им такие вопросы. Ясно, что эта компания – очевидный кандидат на проведение IPO, у них очень успешный бизнес».
Использованы материалы FT