«Ростелеком» хочет лучше узнать своих абонентов
Госоператор хочет знать, какие ресурсы в сети посещают его клиенты и заходят ли они на сайты конкурентов«Ростелеком» готов заплатить 9,5 млн руб. своей «дочке» – поисковому порталу «Спутник» – за анализ поведения абонентов оператора в сибирском макрорегионе, следует из документов закупки на сайте госоператора. Среди прочего «Ростелеком» хочет получить список абонентов, которые посещали сайты конкурентов, а также подробную историю посещений сайтов для каждого абонента, пользующегося услугой интернет-телевидения (IPTV). Анализ происходил с 1 октября по 13 ноября 2015 г.
Речь идет об автоматической обработке обезличенных данных, которые остаются в компании и используются во внутренних бизнес-процессах, уверяет представитель «Ростелекома» Андрей Поляков. Сегодня в любом технологическом бизнесе, связанном с обслуживанием миллионов клиентов, аккумулируемые массивы данных являются одной из важных точек развития компании, оптимизации работы, замечает он.
Анализ этих данных позволит сделать выводы о качестве предоставляемых услуг, оптимизировать их, сформировать специальные целевые предложения, надеется Поляков. Это не нарушение тайны, говорит он, а создание совершенно нового качества связи. Услуга будет сама подстраиваться под абонента, понимать, когда он ею недоволен, когда абоненту пора перейти на другую технологию или попробовать новый способ оплаты, обещает Поляков. Но результат можно получить только при анализе больших данных, миллиардов параметров, не связанных с конкретным гражданином и его персональными данными, утверждает Поляков. Анализируется модель поведения без персональной расшифровки, подчеркивает он.
Анализ подсуден
В октябре 2015 г. Мосгорсуд взыскал с российского представительства Google 50 000 руб. по иску Антона Буркова из общественного объединения «Сутяжник». Он обнаружил, что поисковик показывает ему контекстную рекламу, основываясь на данных из его переписки.
Монетизация действий пользователей в сети – очень пограничная тема, говорит руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Интернет-компании могут легко переступить черту в процессе сбора и предоставления третьим лицам тех или иных данных пользователей: что они посещают в интернете, через какие средства заходят в сеть, с кем взаимодействуют. В обезличенной форме это возможно, но далеко не всё, замечает он. Если же в связке с этими данными идут фамилия, имя и отчество абонента или номер телефона, то эта информация уже становится персональными данными, замечает Козлюк.
Такие инструменты на рынке существуют, но возникают вопросы к их этичности, поэтому операторы их используют редко, говорит источник в одном из крупных операторов связи. Дело в том, что у абонента может возникнуть ощущение, что за ним следят.
В этой ситуации речь, скорее всего, идет о сборе и анализе статистических данных об активности пользователей, что обычно происходит без раскрытия личности самого абонента, и, таким образом, подрядчик не имеет доступа к защищенной законом информации о пользователе, замечает руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич.
Законна ли такая работа, зависит от методики работы подрядчика и оператора связи по этому тендеру, считает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Статья 63 закона «О связи» гарантирует тайну связи, т. е. того, что в принципе попадает в предмет анализа и исследования по этому тендеру, рассуждает он. При этом, согласно этой статье, соблюдение тайны связи обязан обеспечить оператор связи, а ознакомление с защищаемой информацией третьих лиц возможно только на основании решения суда или в случаях, прямо установленных законом. Никаким договором исключения из этого правила установить нельзя, предупреждает Шевченко.
Надо внимательно читать договоры и соглашения, которые принимают пользователи при использовании интернет-сервисов, советует Козлюк. Если в договоре нет указаний, какие данные, кому и для чего может передавать «Ростелеком», то пользователи могут попросить надзорные ведомства проверить соответствие такой практики законодательству.
Представитель МТС говорит, что его компания предпочитает конкурировать за счет доступности цен и качественных услуг. Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев. Представитель Роскомнадзора не ответил на запрос «Ведомостей».