Продюсеры требуют реформы обществ по коллективному управлению правами
В противном случае они могут изъять свои произведения из каталоговГруппа российских продюсеров обратилась в Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) с предложением реформировать эти общества по коллективному управлению правами, следует из текста их писем (есть копии). Под обращением подписались продюсеры Олег Некрасов, Лиана Меладзе, Алена Михайлова, а также соучредитель Первого музыкального издательства (ПМИ) Максим Дмитриев и директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. Кроме того, представлять свои интересы подписантам документа поручили продюсеры Виктор Дробыш, Константин Меладзе, Игорь Матвиенко, Игорь Крутой и Максим Фадеев, следует из документа.
Связаться со всеми авторами письма не удалось, но факт обращения «Ведомостям» подтвердили Дмитриев, Лукинов, а также замгендиректора РАО Артемий Карпычев и гендиректор ВОИС Андрей Кричевский. По словам Карпычева, встреча с продюсерами может произойти в начале декабря: по ее итогам будет создана рабочая группа, которая займется «юридическим анализом и проработкой новой конструкции».
«Недовольство действиями, в частности РАО, настолько велико, что продюсеры делегировали нам вести переговоры с этой организацией об изменениях в ее деятельности», - объяснил «Ведомостям» Дмитриев. Претензии у продюсеров вызывает непрозрачность работы авторского общества – непонятно, на каком основании эта организация распределяет вознаграждения, говорит он. Кроме того, авторы и исполнители, даже если недовольны размером вознаграждения, никак не могут повлиять на эту ситуацию. Дмитриев уточнил, что аналогичые вопросы есть у продюсеров и к ВОИС, однако с ее руководством переговоры уже идут, в отличие от РАО.
Предложение продюсеров
Еще одно предложение продюсеров – "выделить права, имеющие отношение к различным формам и средам публичного исполнения, в различные статьи договора о передаче прав в управление». Это даст возможность правообладателям получать вознаграждение за свои права самостоятельно, без помощи РАО, объясняет Матвиенко. Сейчас и деньги за концертное исполнение произведений, и за радио и телевидение и за исполнение произведений в кафе – это одна статья договора между автором и авторским обществом. При самостоятельной организации концерта коллектива, к примеру, работающего со мной как продюсером и исполняющим мои песни, посредник не нужен, добавляет он.
Продюсеры описали в своем обращении несколько шагов, которые нужно предпринять для реформы работы авторских обществ. Например, следует изменить их организационно-правовую форму: сейчас они являются общественными организациями, и их учредителями могут быть только физические лица. Изменить форму следует так, чтобы в число учредителей могли войти и юридические лица, следует из писем в РАО и ВОИС. Ведь именно юрлица, как правило, владеют каталогами произведений, объясняет Дмитриев. Их представители должны иметь возможность менять, например, устав авторских обществ – чтобы наладить ротацию руководящих органов.
Нынешняя правовая форма обществ не позволяет продюсерским центрам в полной мере участвовать в работе этих организаций – учреждать, входить в руководящие органы, работать над принятием внутренних документов, контролировать злоупотребления и т. п., передал «Ведомостям» Игорь Матвиенко. По его мнению, должна измениться и вся система распределения средств: она должна начинаться с момента регистрации права, правил начисления вознаграждения, распределения и выплаты - например, если собранные деньги «ожидали автора» определенное время на счету организации, то почему проценты по ним не распределяются в пользу того же автора?
Претензии к организациям
РАО, РСП и ВОИС – крупнейшие в России общества по коллективному управлению правами. Они собирают деньги в пользу авторов и исполнителей за использование их произведений на радио, в ТВ-эфире, кинофильмах, в публичных местах и т. п. К работе этих организаций было много претензий как у авторов музыки и песен, так и у чиновников. Так, замминистра связи Алексей Волин говорил ранее, что система коллективного управления правами непрозрачна. Позже Минкомсвязи предложило полностью отменить бездоговорное коллективное управление и обязать авторские общества работать только по прямому договору с авторами и исполнителями. Правда, недавно Минкомсвязи изменило свой взгляд на этот вопрос и в своем законопроекте оставило бездоговорное управление при сборе вознаграждения за воспроизведение фонограмм в личных целях (этим занимается РСП, чей совет возглавляет Никита Михалков).
Также продюсеры предлагают обсудить полномочия нового органа управления и контроля, который скоро появится в авторских обществах – наблюдательного совета. Так, совет мог бы блокировать решение руководителей обществ. Создать такой совет в этих организациях еще в августе поручил правительству президент Владимир Путин – чтобы сделать их работу более прозрачной.
Если авторские общества не пойдут навстречу музыкантам, они могут изъять свои произведения из каталогов, говорит Дмитриев. Однако у правообладателей нет задачи развалить систему коллективного управления, их цель – реформировать ее таким образом, чтобы она стала понятной и прозрачной, подчеркивает он.
В общем объеме каталогов РАО репертуар обратившихся с предложением о встрече правообладателей составляет менее 1%, говорит Карпычев из РАО (всего у общества в каталогах находится более 1 млрд произведений). Тем не менее для РАО это важный сегмент рынка и общество изыщет возможности выполнить пожелания отечественных правообладателей, заверяет он.
Кричевский говорит, что предложения продюсеров стратегически правильны. ВОИС и РСП, по его словам, уже готовы реализовать некоторые предложения продюсеров и других участников рынка – ввести личные кабинеты для правообладателей, автоматическую отчетность пользователей. Но чтобы реализовать все предложения, надо ввести в законодательство новую организационно-правовую форму – общество по коллективному управлению правами, считает Кричевский: без этого часть предложений по повышению прозрачности обществ не сможет быть прямо исполнена.