Минкомсвязи: менеджеры авторских обществ не должны руководить ими более четырех лет

Министерство подготовило поправки, реформирующие систему коллективного управления правами в России
Основная идея законопроекта Минкомсвязи – полная отмена в России бездоговорного коллективного управления авторскими и смежными правами
Основная идея законопроекта Минкомсвязи – полная отмена в России бездоговорного коллективного управления авторскими и смежными правами / М. Стулов / Ведомости

Минкомсвязи внесло поправки в собственный законопроект, реформирующий работу обществ по коллективному управлению правами, следует из текста обновленного документа (копия есть в распоряжении «Ведомостей»). Первоначальный проект поправок в Гражданский кодекс был выставлен министерством на общественное обсуждение еще в августе. Затем документ был доработан участниками рабочей группы Экспертного совета при правительстве, говорит куратор этой группы Ирина Левова. По ее словам, эту версию проекта согласовали члены рабочей группы – представители операторов, правообладателей и интернет-компаний.

Основная идея законопроекта Минкомсвязи – полная отмена в России бездоговорного коллективного управления авторскими и смежными правами. Действующая система управления авторскими правами непрозрачна и к ней много претензий у правообладателей, говорил ранее замминистра связи Алексей Волин. По его мнению, будет лучше, если автор сам станет договариваться с организацией по коллективному управлению и оговаривать условия. По действующему ГК такие общества представляют интересы всех авторов – как российских, так и зарубежных – независимо от того, заключен с ними письменный договор или нет. Также Минкомсвязи ратует за то, чтобы в стране появилось много конкурирующих друг с другом обществ по коллективному управлению.

В новой версии проекта Минкомсвязи частично изменило свой взгляд на этот вопрос. Министерство предлагает все-таки оставить возможность работать без прямого договора при сборе вознаграждения за воспроизведение фонограмм в личных целях. Речь идет о так называемом «налоге на болванки», который сейчас собирает Российский союз правообладателей (РСП, его совет возглавляет режиссер Никита Михалков). По своей сути эта сфера максимально близка к фискальному сбору и в ней будет сложно сосуществовать нескольким обществам по коллективному управлению правами, объясняет замдиректора департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи Арсений Недяк. Только для этой сферы остается государственная аккредитация для организаций по коллективному управлению, во всех остальных она отменяется.

Кроме РСП в России работают еще два крупнейших общества по коллективному управлению правами – Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС). Это аккредитованные государством организации, которые собирают деньги в пользу авторов и исполнителей за использование их произведений на радио, в ТВ-эфире, кинофильмах, в публичных местах и т. п. К работе этих организаций было много претензий как у авторов музыки и песен, так и у чиновников. Летом президент Владимир Путин поручил правительству сделать работу таких обществ более прозрачной: в частности, они должны проходить независимый аудит, за их работой должен присматривать специальный наблюдательный совет.

Отчетность в СМИ

Также Минкомсвязи предлагает обязать авторские общества представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет и аудиторское заключение о своей деятельности, а также публиковать его в СМИ. Кроме того, министерство хочет сделать так, чтобы правительство утверждало максимальный размер отчислений, которые направляются авторскими обществами в специальные фонды, и установило перечень расходов, недопустимых для таких организаций.

Только после введения госаккредитации в нашей стране удалось наладить сбор вознаграждения за смежные права, хотя само право на такое вознаграждение у владельцев прав возникло еще в 1993 г., говорит заместитель гендиректора РАО Артемий Карпычев. С другой стороны, если отменяется аккредитация,  вся остальная часть проекта Минкомсвязи нелогична: у государства просто не будет оснований так сильно вмешиваться и регулировать деятельность фактически частных компаний, замечает он.

Новая версия проекта Минкомсвязи предлагает еще одно существенное изменение в работу авторских обществ. Их топ-менеджеры не должны будут занимать один и тот же руководящий пост больше четырех лет подряд. По истечении этого срока они не смогут быть переизбраны на этот пост еще четыре года. Кроме того, министерство предлагает сделать так, чтобы менеджеры авторских обществ не могли занимать руководящие должности сразу в нескольких организациях этого типа. Также они не смогут одновременно управлять авторским обществом и компанией, которая является владельцем авторских и смежных прав. По словам Недяка, это один из элементов повышения прозрачности уровня корпоративного управления в авторских обществах и в сфере коллективного управления в целом. Сейчас менеджеры авторских обществ зачастую занимают должности сразу в нескольких таких организациях. Так, гендиректор РАО Сергей Федотов одновременно занимает должность директора РСП, а директор ВОИС Андрей Кричевский является первым замгендиректора РСП и возглавляет компанию-правообладателя – «Фирму Мелодия». Также в этих авторских обществах есть пересечения среди менеджеров среднего звена. Представители РАО, РСП и ВОИС пообещали прокомментировать предложения Минкомсвязи позднее.

Это должно обеспечить ротацию руководства в авторских обществах и решить проблему конфликта интересов, когда административный работник, к примеру влияющий на распределение собранного вознаграждения, одновременно является собственником правообладателя, говорит директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. К сожалению, не описан случай, когда само авторское общество является владельцем или совладельцем правообладателя, добавляет он.

Введение ограничений на занятие должностей нарушает права правообладателей свободно выбирать тех, кто будет управлять их правами, считает Карпычев из РАО. Непонятно, почему руководители общественных объединений должны быть ограничены в правах, хотя при этом они даже не являются государственными служащими, удивляется он: кроме того, это не противоречит Трудовому кодексу и не совсем понятно, почему ГК вдруг начинает регламентировать вопросы трудового права.

Руководство организаций по коллективному управлению правами должно быть независимым, то есть руководителем не может быть бенефициар или собственник компании-правообладателя – этот принцип базируется на положениях Директивы Евросоюза о коллективном управлении правами, говорит Кричевский. Но совмещение должностей в нескольких таких организациях является обычной мировой практикой, утверждает он.