За три месяца количество салонов МТС выросло на 6,3%
МТС расширяет розничную сеть из-за сокращения каналов новых подключенийПо оценке сотрудника одной из розничных сетей, каждый новый монобрендовый салон или салон «Телефон.ру» мог обойтись примерно в 2,5 млн руб., а все расширение – почти в 750 млн руб. Представитель «Связного» Мария Заикина оценивает открытие одного салона в 1,5 млн руб. Открытие 300 салонов могло обойтись примерно в 500 млн руб., предполагает она. Солодовников говорит, что эти цифры очень сильно завышены, но инвестиции в расширение розничной сети не раскрывает.
К концу сентября 2015 г. в розничной сети МТС было 4700 салонов связи – примерно на 300 больше, чем в конце июня, рассказал вице-президент МТС Василь Лацанич. Во II квартале 2015 г. у МТС в России было 4422 розничных салона, следует из отчета компании. Таким образом, за три месяца ее розничная сеть выросла примерно на 6,3%.
Лацанич говорит, что новые салоны открывались как под собственным брендом МТС, так и под вывеской «Телефон.ру», сеть которой на конец III квартала 2015 г. насчитывала, по его словам, около 60 салонов. 300 новых салонов – это собственные точки МТС, сообщил ее представитель Дмитрий Солодовников.
По словам Лацанича, открытие новых салонов привело к увеличению проникновения смартфонов в сети МТС. А посещаемость салонов оператора, по его словам, за три месяца выросла в 1,5 раза.
Сейчас МТС продает смартфоны опережающими рынок темпами, цель – дать абонентам инструмент для выхода в интернет, говорит Лацанич. Следующая задача – превратить эти проданные смартфоны в пользование мобильным интернетом. Около 30% смартфонов, купленных в салонах МТС и зарегистрировавшихся в сети, не выходят в интернет, а используются как обычные телефоны, замечает он. Здесь есть большой потенциал, ведь в перспективе можно вовлечь этих людей в пользование мобильным интернетом.
Конечно, сейчас МТС ощущает некоторое давление на маржу, но компания намеренно идет на этот шаг, веря, что это обеспечит рост бизнеса в дальнейшем, говорит Лацанич. МТС будет держать лучшие цены на рынке на устройства, обещает он, компании важно приучить людей покупать гаджеты в салонах МТС. Это даст оператору высокий ARPU и низкий отток в будущем. Именно поэтому МТС не видит причин менять розничную стратегию: компания уверена в том, что она абсолютно правильная, заключает Лацанич.
В начале апреля 2015 г. руководитель розничной сети МТС Арвидас Алутис говорил, что к концу года откроется 300–400 новых салонов МТС. На тот момент у МТС был 4251 салон, примерно на 450 меньше, чем сейчас. Как раз тогда розничная сеть «Связной», бывшая до того одним из основных каналов продаж контрактов МТС, начала снова продавать sim-карты «Вымпелкома» и «Мегафона». А через два месяца МТС сообщила, что прекращает сотрудничество со «Связным», как и ранее с «Евросетью». После этого МТС сосредоточилась на развитии собственной розницы: чтобы привлечь в салоны посетителей, в апреле 2015 г. она начала продавать по себестоимости смартфоны и планшеты, а в августе объявила о возрождении бренда «Телефон.ру», купленного ею в 2009 г. вместе с одноименной розничной сетью, которую она впоследствии закрыла.
По словам президента «Евросети» Александра Малиса, в III квартале 2015 г. «Евросеть» открыла только около 10 салонов. В масштабах МТС 300 салонов – это, наверное, серьезный рост, но на фоне более чем 17 000 салонов связи в России он малозаметен, считает Малис. При этом вряд ли новые салоны станут для МТС самыми посещаемыми и высокодоходными, сомневается он. По оценке Малиса, такое расширение розничной сети может увеличить количество новых подключений МТС примерно на 2–4%.
У «Связного» за III квартал 2015 г. число салонов не изменилось, их около 2900, говорит Заикина. Расширять розничную сеть ритейлер не планирует, ведь 25% продаж уже дает его онлайн-канал. Влияние 300 новых салонов на уровень проникновения смартфонов в сети неочевидно, сомневается Заикина. По ее мнению, открытие новых салонов связи влияет на количество подключений, но не на качество привлекаемых абонентов. «Связной» не видит оттока клиентов в связи с открытием новых салонов МТС, конкуренция проявляется только в отдельно взятых ценовых сегментах, утверждает Заикина.
В III квартале 2015 г. общее количество салонов «Вымпелкома» снизилось на 34 до 3716 офисов, из которых 2339 – франчайзинговые, рассказывает его представитель Анна Айбашева. При этом количество собственных офисов выросло на 91, а франчайзинговых – сократилось на 125. «Вымпелком» повышает качество франшизы, отказываясь от неэффективных офисов, объясняет Айбашева. По ее словам, оператор не ощущает роста конкуренции со стороны розничной сети МТС.
За последние месяцы розничная сеть «Мегафона» увеличилась на несколько десятков торговых точек и достигла 2083, говорит представитель компании. Такое количество собственных салонов для «Мегафона» оптимально, поскольку позволяет быть в шаговой доступности от клиента и при этом обеспечивает хорошие продажи в каждой точке, объясняет он.