Крупнейший онлайн-кинотеатр Ivi начинает работать в СНГ

Его конкуренты уже присутствуют в части этих стран
Ivi был запущен Олегом Тумановым в 2010 г.
Ivi был запущен Олегом Тумановым в 2010 г. / З. Милявская / Ведомости

Российский онлайн-кинотеатр Ivi выходит на рынки стран СНГ, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Олег Туманов. По его словам, за последние пару недель доступ к сайту Ivi.ru, мобильным приложениям и приложениям Smart TV был открыт для жителей еще 11 стран. Прежде из-за так называемого геотаргетинга (когда контент сайта доступен пользователям только при заходе на него с определенной территории) смотреть сериалы и фильмы на Ivi по договоренности с правообладателями могли только жители России. Теперь же компания договорилась со студиями и телеканалами о получении дополнительных прав на территорию СНГ, объяснил Туманов.

Ivi был запущен Тумановым в 2010 г. Сначала в этот сервис инвестировали около $30 млн ru-Net, Tiger Global Management, холдинг «Профмедиа» (сейчас миноритарный пакет Ivi принадлежит прежнему владельцу «Профмедиа» – компании «Интеррос»). В 2011 г. Ivi привлек инвестиции еще на $40 млн как от действующих акционеров, так и от семейства фондов Baring Vostok. В этом сентябре фонд Buran Ventures сообщил, что инвестировал в Ivi $3,5 млн. Никаких подробностей сделки не сообщалось.

Ivi – крупнейший онлайн-кинотеатр в России по данным TNS. В августе этого года сайт Ivi с настольных ПК и ноутбуков в среднем в день посещали 5,2 млн жителей России в возрасте 12–64 лет, следует из отчета TNS. Для сравнения: у Zoomby этот показатель составил 3,8 млн человек, у Tvigle – 2,3 млн человек, Megogo - 1,6 млн человек. С другой стороны, с августа прошлого года аудитория Ivi снизилась почти на четверть. Но Туманов указывает, что основным источником просмотров для Ivi стало одноименное приложение для умных телевизоров (Smart TV, такие телевизоры подключены к интернету). Ежемесячная аудитория сервиса на всех платформах в России сейчас составляет около 24 млн уникальных пользователей.

В прошлом году выручка Ivi выросла в полтора раза до 728 млн руб. Туманов уточнил, что в первой половине этого года по отношению к тому же периоду 2014 г. выручка компании выросла на 40–45%. По данным TMT Consulting, Ivi контролирует четверть рынка онлайн-кинотеатров в России. Зарабатывает сервис на рекламе и на платном доступе к контенту – как подписках, так и одноразовых покупках пользователями копий фильмов или шоу.

По оценке Туманова, потенциальная аудитория для онлайн-кинотеатров в СНГ составляет 50–60 млн пользователей в месяц. «Качество аудитории и качество интернет-соединения в этих странах несколько ниже, чем в России, поэтому мы ожидаем более умеренного роста бизнеса», – указывает он. Сервис пока не будет проводить масштабные рекламные кампании и станет продвигаться прежде всего через существующих технологических партнеров компании, продавцов мобильных устройств, говорит Туманов: «Точнее со своей маркетинговой стратегией в СНГ мы определимся позднее». Учитывая, что в отношениях с правообладателями Ivi в большинстве случаев отказался от системы минимальных платежей и передает им часть фактически полученных доходов от контента, выход в СНГ на первом этапе не потребует значительных инвестиций от компании, добавляет он. «Для нас сейчас правильный момент для выхода за пределы России, поскольку за последнее время мы заметно усовершенствовали свою видеоплатформу, выстроили более правильные отношения с правообладателями. Я доволен тем качеством предложения контента, которое у нас сейчас есть. Это можно масштабировать», – заявил Туманов.

Основные российские конкуренты Ivi уже работают в СНГ. Так, Tvzavr работает на Украине, в Белоруссии и Казахстане практически с самого основания компании в 2010 г., рассказала «Ведомостям» гендиректор Tvzavr Марина Сурыгина. В странах СНГ сложно работать по платной модели, так как для каждой из этих стран нужно отдельно закупать дорогостоящие права на показ, говорит она. Поэтому Tvzavr работает в странах СНГ преимущественно по рекламной модели. На СНГ приходится около 10% выручки Tvzavr, говорит она, но конкретных цифр не раскрывает. Tvigle уже около года работает на Украине, в Казахстане и Белоруссии, говорит гендиректор Tvigle Евгения Петрова: «С точки зрения анализа доходности и возможного роста рекламный рынок онлайн-видео стран СНГ – крайне перспективное направление». Пользователям Tvigle из Белоруссии и Казахстана доступна лишь часть контента сервиса (около 20%), уточнила представитель этого онлайн-кинотеатра.

Megogo, еще один русскоязычный сервис, основан украинцами. С 2012 г. компания работает не только на Украине и в России, но в Прибалтике, Казахстане, Белоруссии, сейчас этот сервис также доступен и в других странах СНГ. По словам его представителя, в августе аудитория этого сервиса на всех платформах в СНГ и Прибалтике составила 43,2 млн уникальных пользователей, из них 29,2 млн - в России, 9 млн - на Украине. Получается, по собственным данным, аудитория Megogo в России уже больше , чем у Ivi.