Аналитики впервые посчитали рынок мобильной рекламы в России
По данным eMarketer, это всего 5% от рекламного рынка страны, но растет он на сотни процентов в годРынок мобильной рекламы в России быстро растет: в 2015 г. он увеличится на 120%, прогнозирует аналитическая компания eMarketer. Однако доля этого сегмента в общем рекламном пироге в России пока остается небольшой по сравнению с другими странами мира, отмечают аналитики.
В этом году рекламодатели потратят на мобильную интернет-рекламу в России $430 млн, или 19% всего рынка цифровой рекламы и 5% от всего рекламного рынка России, ожидает eMarketer. Правда, eMarketer исходил из курса в 38,53 руб. за доллар: по этому курсу затраты рекламодателей в российской валюте составят 16,5 млрд руб. Однако сейчас курс доллара составляет 62,2 руб., то есть в 1,6 раза больше, чем в расчетах аналитиков.
Компания обычно использует средний курс валюты за прошлый год, объясняет представитель eMarketer Дениз Даффи. Методику исследования по существу она не раскрыла.
В 2014 г. объем рынка мобильной рекламы составил $200 млн, или 10% рынка цифровой рекламы и 2,3% от всего рекламного рынка России. В будущих прогнозах аналитики еще больше оптимистичны: к 2019 г. рынок мобильной рекламы в нашей стране достигнет $1,81 млрд, полагают они: это 55,3% всех бюджетов на продвижение в интернете и 16,8% от всего рекламного рынка. Всего на продвижение в сети в 2019 г. рекламодатели будут тратить в России 30% бюджетов. Впрочем, уже сейчас, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рекламодатели тратят в сети около трети бюджетов.
Россия пока отстает в скорости перевода бюджетов в мобильную рекламу. Например, в Южной Корее в этом году 54,4% всех рекламных бюджетов на интернет будут потрачены на рекламу на мобильных устройствах, в США доля мобильной рекламы составит 51,9%.
По данным TNS, в июле - сентябре 2015 г. интернетом с мобильных устройств пользовались 52,5% населения России в возрасте больше 12 лет (города с населением больше 100 000 жителей), год назад этот уровень составлял 46,9%.
До сих пор эксперты давали лишь отдельные оценки рынка мобильной рекламы в России. Так, ранее управляющий директор Dentsu Aegis Russia Максим Осипов оценивал его в 2014 г. в 4 млрд руб. (только затраты на таргетированные размещения на мобильную аудиторию). «Яндекс» сообщал в мае этого года, что только он один заработал на мобильной рекламе 15% выручки от контекстной рекламы в 2014 г., или 6,9 млрд руб. Во II квартале 2015 г. мобильная реклама принесла «Яндексу» уже 20% выручки от контекста.
По отчетам российских компаний и экспертным оценкам можно предположить, что доля мобильной рекламы в интернет-рекламе последние два года растет ежегодно в полтора-два раза, говорит Алексей Беляев, координатор группы по оценке интернет-рекламы АКАР. Аудитория мобильных устройств растет сейчас наибольшими темпами, а рекламодатели уже преодолели свой первоначальный скепсис по отношению к новому рекламоносителю и начали тратить на него достаточно существенные бюджеты, объясняет он. Конкретную оценку рынка Беляев дать затруднился.
Оценки расходов на мобильную рекламу так противоречивы, потому что эксперты не указывают, оценивают ли они только медийную рекламу или также учитывают деньги, потраченные на продвижение мобильных приложений и игр, говорит гендиректор HPMD Network Елена Юткина. Она считает, что на долю собственно медийной рекламы сегодня приходится около 35% бюджетов, которые тратятся на мобильную рекламу в целом. Оценка -eMarketer- совпадает с данными агентства Mediacom, согласно которым объем средств, потраченных рекламодателями на рекламу в мобильных устройствах, увеличится с 7 млрд руб. в 2014 г. до 27 млрд руб. в 2015 г., добавила она.